История создания и производственной деятельности Отдельных Дорожно-строительных бригад ГВСУ МО.
Отдельные Дорожно-строительные бригады были созданы в 1969 - 1971 годах.
Международная обстановка тогда была так накалена, что дело доходило до пограничных стычек с Китаем. Достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301"О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии" были созданы четыре дорожно-строительные бригады 11-ти батальонного состава, с численностью 5 тысяч человек в каждой в Военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР, которые были размещены и приступили в 1970 и в 1971 годах к строительству и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья и автодороги Актогай - Дружба в Казахстана с дальнейшей передислокацией после сдачи автодороги Иркутск - Чита и Актогай - Дружба на строительство автодороги Чита - Хабаровск - Находка.
Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР.
Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх дорожно-строительных бригад.
70-ю ОДСБр в 1969 году сформировало Главное Военно-строительное управление Минобороны (ГВСУ МО) и направило ее строить автодорогу Иркутск - Улан-Удэ, участок Байкальск - Посольское протяжённостью 204,3 км.
146-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Центральное управление Специального строительства Минобороны (ЦУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Актогай - Дружба с выходом к границе с Китаем в районе Джунгарских ворот протяженностью 180 км. 159-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное управление Специального строительства Минобороны (ГУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок Мухоршибирь - Глинка, протяженностью 178,5 км.
160-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное Военно-строительное управление Центра Минобороны (ГВСУ центра МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок река Блудная - Черемхово, протяжённостью 223,5 км.
В 1975 году для более оперативного руководства бригадами они были переподчинены Главному военно-строительному управлению Минобороны (ГВСУ МО).
Перед военными строителями была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автодорогу Иркутск - Чита - Хабаровск - Находка при тяжелейших условиях.
Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 - 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни 1 метра автодороги, болота с многометровыми выторфовками и сплошное бездорожье с 40-50 градусные морозами "красиво" дополняли общую картину производства дорожно-строительных работ.
Суровые социально - бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья , палаточные городки и вагончики еще больше усугубляли обстановку близкую к боевой.
Но воинские коллективы в этой тяжелейшей обстановке с честью справились с поставленными Партией и Правительством задачами.
Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).
Кроме автомобильной дороги было построено:
103 капитальных моста, 12 путепроводов, 480 водопропускных труб; 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги (ДЭУ - ДРП); 8 автозаправочных станций (АЗС); 3 автобусных вокзала, 2 станции технического обслуживания автомобилей и дорожных машин.
По мере окончания работ на своих участках ОДСБр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД "Чита - Хабаровск" (М58). Работы по строительству и реконструкции АД "Иркутск - Чита" в основном были закончены в 1981 году.
Интересные факты: При реконструкции и строительстве АД "Иркутск - Чита" (1970 - 1981 года) на участке река Блудная - Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв.
Но обстановка снова изменилась. 27 декабря 1979 года руководство страны ввело Ограниченный контингент войск (40 Армию) в Афганистан для оказания военной помощи Афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 армии передислоцировать 159 ОДСБр в Афганистан, что и было сделано в период января-марта 1980 года. Бригада успешно выполнила поставленную перед ней задачу. В боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из Союза тысячи тонн всевозможных грузов. В 1984 году она была переформирована в 58 автомобильную бригаду, а в 1986 после выполнения задач по обустройству войск была выведена в СССР и расформирована. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены боевыми орденами и медалями.
Остальные бригады продолжали успешно выполнять задачи по строительству автодороги "Амур". 160 ОДСБр по мере освобождения строительных батальонов была размещена в военных городках Васильевка, Екатеринославка и других, освобожденных 159 ОДСБр. В 1977году, закончив свой участок Актогай - Дружбе в Казахстане, на Дальний Восток была передислоцирована 146 ОДСБр и расквартирована в пгт Архара и Кундур Амурской области для строительства участка Архара - Пашково, автодороги Чита - Хабаровск.
Правительством страны в 1989 году, в связи с изменением экономической политики и перехода на хозяйственный расчет было принято решение о переформировании трех отдельных дорожно строительных бригад, ведущих строительство участков на автодороге "Чита - Хабаровск".
Директивой Заместителя Министра обороны по СиРВ от 14 февраля 1989 года № 156/1/0180 в с. Васильевка Амурской области - 1310 строительное управление в составе 3-х УНР (1330 УНР в Васильевке на фондах 160 ОДСБр, 1329 УНР в пгт Архара на фондах 146 ОДСБр и 1328 УНР в городе Чите на фондах 70 ОДСБр). Таким образом строительство западного и восточного участков автодороги "Чита - Хабаровск" продолжалось из одного центра и под единым командованием.
Строительное управление просуществовало 4 года, с 1 апреля 1989 года по 15 октября 1993 года, и в новых условиях проиэводственно-хозяйственной деятельности успешно справлялось с с поставленными задачами по строительству участков автодороги, о чем свидетельствует неоднократеое присуждение первых мест во Всесоюзном социалистическом соревновании среди строительных организаций ГВСУ МО. За этот период было построено и введено в эксплуатацию около 100 км автодорог с асфальтобетонным покрытием.
Но такие темпы строительства не могли устроить страну, которая стремилась в кратчайший срок связать добротной автодорогой Запад страны с Востоком. Тем более, что оставался самый трудоемкий участок Могочи - Сковородино, с огромными скальными выемками, со множеством мостовых переходов, выторфовкой и вечной мерзлотой.
И в целях ускорения строительства и ввода в действие федеральной автодороги "Чита - Хабаровск" Правительство страны приняло Постановление от 24 мая 1994 года № 537, в котором на Федеральное дорожно - строительное управление при МО РФ было возложено строительство автодороги. Приказом МО РФ от 18 сентября 1993 года № 443 и директивой ГШ ВС РФ от 23 сентября 1993 года № 314/3/1157 1310 СУ выведено из состава ГВСУ МО и передано в полном составе в ФДСУ МО.
В течение с 30 сентября по 15 октября 1993 года осуществлено переформирование старых и формирование новых дорожно-строительных частей. В г. Чите на фондах 1328 УНР разместилось прибывшее с Запада страны 1350 ТДСУ в составе 4-х УДСР (1440 - разместилось в Казаново, 1434 - в п. Жирекен, 1435 - в п. Сбега, 1394 - в п. Могоча). В с. Васильевка 1310 СУ переформировано в 1423 ТДСУ, в составе пяти УДСР (с. Васильевка - 1350 УНР переформирован в 1442 УДСР, п. Архара - 1329 УНР переформирован в 1441 УДСР, в Хабаровсе - 446 УНР в 1443 УДСР, п. Магдагачи 1437 УДСР (новый) и в г. Сковородино 1438 УДСР (новый). Это усиление, безусловно, увеличило темпы строительства в разы.
Ну а дальше - это уже история Федерального дорожно - строительного управления,
которую пишет ФДСУ при МО РФ.
|