Понедельник, 24.07.2017, 21:45

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография Шерстюкова В.В. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 1 [1]
Шерсьюков В.В. Дороги строят люди .Часть 2. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 3. [1]
Шерстюков В.В.Дороги строят люди. Часть 4. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Шерстюков В.В. » Шерсьюков В.В. Дороги строят люди .Часть 2.

    Шерстюков В.В. Дороги строят люди Часть 2.
          Уже в 1978 году в Амурской области было построено 17 казарм,  3 солдатские столовые, 2 клуба, 2 помещения для штабов, реммастерские (отмечу: масштабные) и другие объекты. Выпущено тысячи тонн бетона. Отмечена войсковая часть 02258 (батальон), которая первой высадилась в Архаре. На Амурской земле получили жилье — 350 семей.

           Особо надо отметить, что за 10 лет награждено орденами и медалями СССР — 17 дорожников: полковник Хутиев С.Г. —орденом Трудового Красного знамени, автор этих строк — орденом Красной звезды, прапорщик Бирин И.Ф. — орденом  Трудового Красного Знамени; капитаны Дорофеев В.И., Инютин В.И., Сипаков СВ. — орденом «Знак Почёта»; офицеры Габбасов Р.Ф., Синцов Л.Л., Приходько А.Г., Сорокин А.А. — орденом «За службу Родине в ВС СССР 3-й степени»; офицеры Копытько В.И., Моржиков В.Б., Кучеренко А.М., Пересунько Н.Я. — медалью «За боевые заслуги»; зам командира взвода старший сержант Дола Л.Ф., командир отделения сержант Красновский А.В., экскаваторщик рядовой Крапивин В.И. — медалью «За трудовую доблесть».
          Итог 10-летия бригады подвёл заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерал - полковник - инженер Н.Ф. Шестопалов, который 9-го февраля 1981 года наградил наш боевой коллектив Почётной грамотой с красной печатью и с серьёзной оценкой: «Войсковой части 02171 за успешное выполнение плана дорожного строительства, установленного на десятую пятилетку, и социалистических обязательств в честь XXVI съезда КПСС и в связи с десятилетием со дня формирования части».
           Командир отдельного батальона майор Глазунов Владимир Иванович — один из первых удостоен звания «Почётный дорожник РСФСР».
    ... Командир отдельного дорожно-строительного батальона (в/ч 12273, пгт. Актогай) майор Иевлев Геннадий Васильевич в 1975 году был участником Все¬армейского совещания отличников боевой и политической подготовки. По его просьбе помог делегату подготовить конспект выступления...

    Даже у этих разных по профессии мэтров полезно взять эти неотразимые выводы (вчера, сегодня и завтра):

    «Никогда не бывает великих дел без препятствий»!
    (А. Суворов);
    «Человек, который ив знает, что он сделает завтра — несчастный»
    (М. Горький).

              А разве не так? Надо всегда помнить наших великих предшественников, а не наступать на одни и те же грабли... Без ложной скромности скажу: не был человеком, который бы был доволен средними достижениями, который бы не интересовался экономикой. Со школьной парты не только грезил литературой, но и профессией инженера, особенно после прочтения толстой книги Ажаева о строителях — «Далеко от Москвы». Кстати, в книге присутствует Ковшов – о чудо, однофамилец моего будущего товарища … Ценю командиров, инженеров... Чтобы разговаривать на равных, в 1971 году купил книгу «Экономика дорожного строительства».
           Да, дорожное строительство как отрасль строительного производства имеет свои особенности. «Эх, дороги! Пыль да туман...» Дороги и сооружения на них являются составной частью автотранспорта... Продукция дорожного строительства имеет линейное расположение, чем определяется линейность организации дорожного строительства... Дорога находится в границах транс¬портных связей, которые она призвана обслуживать...Линейность дорожного строительства требует организации передвижных линейных строительных подразделений для производства дорожно-строительных работ, постоянной переброски машин и рабочих с одного участка дороги на другой... Дорожные сооружения различаются технической категорией и капитальностью, зависящей от интенсивности движения, рельефа, гидротехнических и климатических условий района строительства... Дорожное строительство—крайне капиталоёмкая, трудоёмкая и материалоёмкая отрасль строительного производства... Крыши над головой дорожников не бывает...


    Командир Актогайского ОДСБ подполковник Сауляк В. И.

            Вспоминая нелёгкую службу в дорожной бригаде, потея в своё время от жары, доходящей до +42°С, заглядывая в свою тетрадь, читаю с убеждением: «...Железные люди — командиры батальонов»! (28 июля 1975 г.)  ...Один из источников выполнения плана строительства дорог — дисциплина, чёткая организация производственного процесса и быта личного состава. Лично я — это понял давно. Как мне хотелось влезть в души главного звена.  Я опирался всегда на мысли великих людей Рос¬сии. Чтобы грамотно смотреть на строительство дороги, я попросил очень грамотного майора — инженера Смаля И.Т. подготовить мне «Поперечный разрез дороги - ТИП 1-0-17» с указанием всех размеров: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й слои... Его отдел мне подготовил и стоимость 1-го км автодороги, в т. ч. земполотна, ПГС, щебня, нижнего, верхнего слоев асфальтобетона, всего километра... С техникой я был знаком ещё в училище, но восторгался механизацией нашей бригады: экскаваторы, бульдозеры, тракторы, автогрейдеры, компрессоры, мотокатки, асфальтосмесители, асфальтоукладчики, камнедробильные агрегаты, автосамосвалы, бортовые автомобили, автокраны...

             Но как начальник политотдела по должности и призванию, я глубоко понимал, что ни одна из этих умных машин не заведётся, не поедет, если не будет Человека...Но этого созидателя — механизатора, водителя надо системно обучать и воспитывать. О нём надо заботиться. Этот процесс — вечный...Когда радуется душа у командиров и начальников в рабочие дни? Когда дымят асфальтобетонные заводы (АБЗ), мчатся самосвалы, не стоит на приколе дорожно-строительная техника, когда слышатся голоса: «Идёт асфальтобетон!..» Люди в тру¬де! — это счастье...

            Счастье коллектива воинов-дорожников нашей любимой бригады было и в том, что он (чернорабочий!) был тесно связан с обрамлением культуры, которая обогащала воина-дорожника, поднимая его душевный настрой... Прочтите фразу умного инженера лейтенанта Б. Шайтанова: «На устройстве основания затянули свою стальную песню автогрейдеры. Началась планировка нижнего слоя»! («Воинская доблесть», № 42, 8 апреля 1975 г.). Это чувствуется и в заметке о водителе погрузчика ефрейторе  А. Рахманове  «Труд его — как песня»: «Пел о вольном ветре, горячих скакунах и черноглазых девушках»! (№141,29 ноября 1975 г.)

           .Что значит жилка, озарённая поэзией труда. Я вспоминаю чувства известного советского художника  Г.Г. Нисского, овеянного пафосом созидания:«У меня с семафором больше интимности, чем с березкой. Паровоз выразительнее и современнее, чем левитановская копна, около него наше сегодняшнее настроение».И это прекрасно, если в душе рабочего человека «спорит» природа и техника — признак отсутствия равнодушия и наличие наслаждения трудом...
          

            Личный состав дорожно-строительной бригады преодолел суровые климатические условия Казахстана,

    «Несмотря на пыль, жару и ветер» (из репортажа в «Воинской доблести» 28 мая 1977 г.). У нас жил идеал труда... Командиры, политотдел, плеяда опытных профессионалов-инженеров, солдат и сержантов, редакция нашей газеты трудились в единой  сцепке. На мой взгляд, в бригаде царствовала поэзия труда...

          Послушайте, даже в этих трудовых строках звучал задор нашей профессии, законная гордость: «Уступами идут в трудовой атаке на укатке жаркого асфальта стальные богатыри — мотокатки» («Воинская доблесть»).  Или: «К асфальтоукладчику, за рычагами которого молодой солдат  Н. Умрихин, то и дело подкатывают самосвалы с горячей смесью. Бункер глотает очередную  порцию продукции, и тут же она стелется на щебёнке ровным слоем. Дорожникам жарко втройне - от солнечных лучей, от тепла, отдаваемого асфальтом, а главное - от ударной работы»! (из репортажа «Жаркий асфальт», «Воинская доблесть», № 85,19 июля    1975 г.).

          Вспоминая о тружениках бригады, которая выполняла державную задачу, невозможно опустить слово о таком контрольном органе, как «ОКС». Отдел капитального  строительства ГлавКЭУ МО СССР. Он был рядом, но отличался принципиальным, грамотным контролем всего комплекса строительства автомобильной дороги.  ОКС был укомплектован грамотными, опытными инженерами: подполковник – инженер Назаратий И.А. (начальник), его заместитель – подполковник - инженер Кравченко Ю. Г., офицеры (инженеры) – Ряжских С.Л.,  Беломоин В.Д.  Активное участие в этой ответственной работе принимали жены офицеров (на период 1973 года) : Бачурина Г.В., Ковшова Г.А., Кисенко Г.Н., Лапенко Е.С., Некрашевич  Н.В., Омельницкая Г.Е., Петренко Н.К., Томилова А.В., Шерстнева М.А.
            Насколько придирчивы были к контролю за качеством работ по строительству автодороги, извините, сударыни, это подтвердили студенты, проходящие у нас практику, (из-за плохого качества их заставили переложить водопропускную трубу), на что они сочинили юмореску, заканчивающаяся словами:

    «… и предводитель женской рати

     подполковник Назаратий!»


            И эта «женская рать» насмерть стояла на своем - все операции, будь то полотно дороги, трубы, мосты, должны строго соответствовать существующим нормам и правилам.


           Конечно, я интересовался людьми - солдатами, сержантами, офицерами...О наших героях - великолепных тружениках, о Почётной грамоте, как «Высокой награде», писала наша бригадная  газета «Сын Отечества» - 21 февраля 1981 г. (№ 22). Сегодня бы хотелось всех обнять и расцеловать, отбросив в сторону привычный этикет, как и положено, строгой  воинской субординации... Но в этих воспоминаниях, к сожалению, пока основное внимание сосредоточено на работе бригады в условиях Казахстана. Служба в бригаде не забывается до сих пор. Даже слышится биение сердца, а если глубже заметить, - то стон в стихах сослуживца Омельницкого С.К. – «Семиречья мне помнятся дали»:    

       ТАМ ВСЕГДА БЫЛО НЕБО СИНЕЕ.
    И ГОРДЫХ ГОР СИНИЕ ВЕРШИНЫ.
     МЫ ВСЕ ТАМ ДЛЯ НАШЕЙ  РОССИИ
     ХОРОШЕЕ И ДОБРОЕ ВЕРШИЛИ.

     СЕМИРЕЧЕНСКИЙ КРАЙ,
    УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ.
    КРАЙ КРАСИВЫХ ОЗЁР,
    КРАЙ СТЕПЕЙ И КРАЙ ГОР.

    АЛАКОЛЬ,АЛАКОЛЬ,
    АКТОГАЙСКАЯ СОЛЬ.
    ТАМ ПОЛ СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ПРОШЛО.
     АЛАКОЛЬ, АЛАКОЛЬ,
     МОЯ РАДОСТЬ И БОЛЬ.
                            ВСЁ, ЧТО БЫЛО НА СЕРДЦЕ ЛЯГЛО...
     

                ТАМ ТЮЛЬПАНЫ ВЕСНОЙ ЗАЦВЕТАЛИ,
     КРАСНЫХ МАКОВ ГОРЕЛИ 0ГНИ.
            СЕМИРЕЧЬЯ МНЕ ПОМНЯТСЯ ДАЛИ,
             МОЕЙ СЛУЖБЫ МНЕ ПОМНЯТСЯ ДНИ. 
     

            Я В МЕЧТАХ СВОИХ КАЖДОЙ ВЕСНОЮ
     ЕДУ В КРАЙ ТОТ НА СЛУЖБУ СВОЮ.
     АЛАКОЛЬСКОЙ ЛЮБУЮСЬ ВОЛНОЮ

                            И, ВОЛНУЯСЬ, ЕЙ ПЕСНЮ ПОЮ.                                   

             И это искренне! Почему? Была поэзия Его Величества Труда. И святое – воинский долг в мозгах и крови …


    Производственный отдел 146 ОДСБр. Уч – Арал. 30.04.1976года.
    Первый ряд слева направо:Сидоренко, Тэн, Руди В., Кайдаулов, Горнак Т.Второй ряд слева направо: Смаль И.Т., Пиляева Е.С.,Репишев В.Н., Шерстюкова В.К., Горбач В.Н. Третий  ряд слева направо:Еромов Э.М., Коломийцев С., Шпаковский О., Акимов Д.,


    Испытай себя дорогой,когда дует свирепый Евгей...



           Первой строкой я взял слова комбрига С.Г. Хутиева, которые он произнёс в Уч-Арале   28 ноября 1975 года после того, как его избрали в члены Алакульского райкома КПСС: «Вот что значит дорога! Без неё я - никто». Откровенно и гордо...
          
    Почему-то мне врезались в память глубоко - мудрые мысли учёного Никиты Толстого - брата знаменитого писателя А. Толстого: «Важно не то, что стрела летит из лука, а то, что она попадает в цель»!..
         
          25 октября, то есть в конце года (1974-го) меня пригласил подполковник Хутиев СТ. Вскоре в его кабинет вошёл начальник политотдела подполковник Мордишов Ю.С. Комбриг попросил меня срочно выехать в полевой лагерь отдельного дорожно-строительного батальона (в/ч 02259), где командиром майор Шаньгин В А, заместителем командира по политической части майор Назаров И.И., секретарь парторганизации лейтенант Дулуб Н.Я., для оказания помощи в срочной подготовке участка дороги (6 км) к сдаче 30 октября с г.
    Сергей Григорьевич нарисовал на странице рабочей тетради план дороги и кружочками показал, где надо отсыпать и подбить откосы, обочины. Он перечислил названия техники. Начштаба полковник  Зимицкий А.Н. подсказал: «Обрати внимание на подготовку съезда. Без него дорогу не примут»... Я подумал: «Главное, разобраться на месте, но задача - конечная цель понятна для майора...»
       
         26 октября в 7ч.20м. я выехал в полевой лагерь — в сторону ж. д. станции «Дружба», Рыбзавода (пос. Балыкшинский), до лагеря — 60 км.Поселился в полевом лагере: 16 вагончиков, столовая. Кровать солдатская — в штабном вагончике. Изучаю глазами офицеров: командир 3-й роты старший лейтенант Заиров К.К., зам. командира роты по технической части лейтенант-инженер Мегирашвили Р.М., командиры взводов — лейтенанты Машин, Бирюков, лейтенант-инженер Ергешбаев, старшина роты прапорщик Лаптев. Начальник продслужбы батальона — младший лейтенант Друзь (в очках). После изучения дороги мне картина стала ясной. Я полез в детали...
        Заиров К.К. подготовил мне справку о личном составе: всего в лагере 81 человек, в том числе, в 3-й роте — 53, во 2-й роте — 16 человек, водителей из 2-й роты автобата (в/ч 02579) — 12 человек. К исходу дня мне было всё известно о механизмах и транспорте: бульдозеров — 3 (С-100, ДТ-54), один экскаватор, один мехпогрузчик, грейдеров — 3 (один — тяжёлый, два—лёгких).
        Сориентировался: главная задача — подбивка обочин  (с левой стороны — 3700 метров), главные механизмы — бульдозеры и самосвалы, но на первом месте — бульдозер (он производительнее)...Во второй половине дня еду с Дулубом Н.Я. в 1-ю роту войсковой части 02260 к лейтенанту Сергею Сипакову. Этот лагерь расположен на берегу известного озера Жаланашколь.
        Выяснил обстановку: на ходу три бульдозера... Дулуб подогнал трайлер — погрузили один из бульдозеров. Остальным приказал: идти своим ходом... Ночью три бульдозера были у дороги. И в ночь Сипаков организовал вторую смену. Дождался вечера, чтобы провести «планёрку» — подвести итоги рабочего дня и чётко поставить задачи офицерам и ведущим специалистам.

    Вручение Переходящего Красного Знамени и Приза коллективу 1719 ОБМДР (командир к-н Щенов В.М)- победителю в соцсоревновании


         Я даже начертал план совещания:
          1. Подвести итоги (анализ) рабочего дня;
          2. Общие замечания по организации работ:
     а) на дороге нет офицеров (добросовестно работал лейтенант Машин);
     б)не организован контроль за работой водителей (до обеда все самосвалы совершили всего 31 рейс, хотя «плечо» невелико);
     в)  рабочий день окончен стихийно (самопроизвольно);
     г) не продумываются все детали организации производства (только вечером мне стало известно, что кончился бензин, значит, автомобили будут простаивать до прихода бензовоза с 13-го разъезда).
          3. Задачи на 27 октября:
    а) без моего разрешения на Рыбзавод (жилье) не выезжать;
    б) в течение рабочего дня все офицеры — на дороге (исключение: начпрод);
    в) ответственные за операции строительства автодороги: планировка грейдером и расстановка личного состава (ручной труд) — Ергешбаев; работа автотранспорта и механизмов (экскаватора и погрузчика) — Мегерашвили; работа бульдозеров —Машин, Сипаков. После дебатов контроль за «съездом» поручил врио командира батальона по технической части лейтенанту — инженеру Филиппову. А про себя подумал: «Под контроль возьму работу самосвалов». г) Объявил распорядок дня на воскресенье: подъём — 7.00; завтрак — 7.30; развод — 8.00-8.15; начало работы — 9.00; обед — 14.00-15.00; окончание работы — 18.00; кинофильм —19.00.Уточнил: левая обочина — 3700 метров; Пять бульдозеров — значит, каждому — 740 метров. 
        26-го октября дул сильный ветер из Джунгарских ворот... Почитав, я укрылся одеялом и курткой. Всю ночь вагончик зло дрожал от ветрища. Ночью выходил на «улицу». Бросилось в глаза созвездие «Большая медведица». Чёткий ковш висел довольно низко. В голове роились погонные метры бульдозеристов: 250 м + 200 м + 300 м..., всего 950 м (за день)...
       
         27-го проснулся до шести часов. Вышел из вагончика и взглянул на Жаланашколь. Сильный ветер нёс над горами страшные тучи. Мне показалось, что едут горы, и я с ни¬ми... Дул Евгей—зверь, а не ветер!
     
    Сражение за ввод автодороги в эксплуатацию. 
           Настоящий рабочий день. Вся дорога в движении», хотя жестокий ветер и густая пылища!.. У меня под контролем работа самосвалов и бульдозеров...Коллектив офицеров хороший. Приятно работать. Дулуб Н.Я. — моя правая рука. Комроты — слабоват... Обедали в вагончике — столовой...Вечером подвёл итоги: 111 рейсов; бульдозеристы Шинколович — 300 м, Абт — 350 м, Романов — 328 м, Ушаков — 400 м, Крюченко—350 м; всего: 1728 м обочины... 
          Но жизнь есть жизнь. Ночью стало известно, что для бульдозеров нужна солярка. Вызвал водителя рядового Муминова, но он поехал с неохотой. Привезли кинофильм, но забыли две части (итог организатора кино)... Невольно покосился на прекрасное голубое озеро Алаколь (Пёстрое озеро): «Вот бы искупаться в прозрачной воде!..» Но план выше личных желаний...
          
              28 октября
    рабочий день начался очень дружно. Я выехал на 13-й разъезд, чтобы в штабе батальона (в/ч 02259) решить вопросы, необходимые для жизни людей: связь с лагерем, дрова, уголь, дизмасло, сырая резина, подвесная резина, камера, диск Феррадо (сцепления), шапки и сапоги для автомобилистов, запасовки для бульдозеров. Контактировал с шоферами...
    Вечером подвели итоги:  осталось 60 метров! На планёрке я сказал, что завтра на повестку дня становится грейдер... Занимался и политико-воспитательной работой с    недисциплинированными солдатами, с судимыми — тоже...
         
           30 октября в б ч. 30 м. заревел мотор грейдера (оказывается, ещё с вечера рядовой Михаил Калистратов поставил на печку бак с водой)... Проехал по дороге... Стало грустно. Большое нужное дело оставлять тяжело. Ещё раз прочитал чертежи, висящие на стене вагончика: «Фасад входного оголовка трубы диаметром 180/50». На рисунке— трёхочковая труба шириной 812 см. Поехал на партсобрание (13-й разъезд).
          Домой, в Уч-Арал, возвратился поздно. Дочери спали... Таков закон воинского режима. Я всегда возвращался домой к родной жене и детям в 22—23 часа, а нередко и после полуночи, покидая Актогай, 13-й разъезд, Жангиз-Тобе, где стоял учебный батальон, которым командовал грамотный майор Золотарев Э.М. (офицеры называли его «ходячей энциклопедией»)…
     
     
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИНИМАЕТ  УЧАСТОК АВТОДОРОГИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
         
         1 ноября комиссия приняла участок дороги! 2 ноября — подписан акт: 97,8 км при плане 60 км (163%)!.. Доброе впечатление оставил парторг Н.Я. Дулуб, настоящий партиец. Трудолюбие — его стихия. В своё время он окончил дорожный техникум... Таков один из эпизодов практической деятельности.

        
          А накануне производственной «победы» в районной газете «Новая жизнь» опубликована моя рецензия на книгу «Летопись гражданской войны в Казахстане» 31.10.1974 г. Да, вероятно прав русский полководец Александр Васильевич, заметив мудро: «...способность видна лишь из действий». Так, и только так.

     
     
    Выше солдата только Солдат.

               
     
              Солдат... Я был солдатом 265 гвардейского мотострелкового ордена Александра Невского полка в далёкой Молдавии, поэтому знаю эту профессию не понаслышке. Он несёт в себе политическую, духовную, физическую, социальную нагрузку. На нём стоит благополучие части. Забота о нём — есть высшая нравственность командира и начальника. Недаром в конце 80-х годов XX века по рукам офицеров ходила листовка с изображением Наполеона и его изречением; «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую»...В период службы в бригаде провёл сотни встреч, лекций, индивидуальных бесед с солдатами. Путь к сердцу солдата лежит не только через желудок, как говорят, но и через совесть, культуру, личный пример офицера.

              Я пробовал спать на солдатской кровати прямо в роте, а утром после общего подъема бежать в составе роты на физ¬зарядку... Авторитет полковника возрастал в разы. Каждый человек индивидуален. В записной книжке много имён. Во время проведения 22 декабря 1975 года 3-й комсомольской конференции выступающий в прениях рядовой рембазы Сергей Чурсин покорил зал высоким уровнем своего предложения: «Качество лежит на нашей совести!..» Он был избран на окружную комсомольскую конференцию.19 января этого года в Алма-Ате, в театре драмы им М. Ауэзова в президиуме 1- й комсомольской конференции округа сидел передовик и нашей бригады сержант Николай Лысенко... Да и в решении «наш» комсомол назван в числе лучших (именем офицера Л Залогина). В мае 1975 года 16 солдат и сержантов нашей бригады добровольно поехали на комсомольско-молодёжные стройки Советского Союза...

    Взвод Коммунистического Труда л-та Евгения Багмет на отсыпке земполотна.

              Моим доверенным лицом в период выборной кампании в Алакульском районе был интеллигентный сержант Леонид Прокопенко... Сколько среди солдат талантливых людей! Это надо замечать. 14 марта 1973 года в автомобильном батальоне (в/ч 02579) я не мог оторваться от беседы с рядовым Наливайко. Привлекла не юморная фамилия, а его увлечение рационализаторской работой. За рацработу был поощрён отпуском на родину и денежной премией (15 руб.). Показал мне деталь — втулку, с помощью которой можно продлить срок службы (работы) выхлопной трубы автомобиля... Я пожал ему руку.

    Передовой экипаж грейдер – элеватора младшего сержанта Гамзина

           Солдаты раскрываются, когда с ними говоришь с душой. 15 мая 1973 года познакомился с очень умным солдатом Владимиром Запрейко. Его отец в прошлом начальник политотдела училища. Воевал. Писал стихи. До армии экскурсовод во Львове. Математик.Солдат показывает мне книгу «На эльбрусском направлении»: «Здесь есть строки о моём отце». На форзаце книги я прочитал о связи времён: «Сыну нашего однополчанина — Владимиру Михайловичу Запрейко с пожеланием быть достойным славы отца. Начальник ОКВУ им СМ. Кирова генерал — майор Бубенчиков. 12 февраля 1971 г. гор. Орджоникидзе, СО АССР». Это обращение полезно читать в ротах...
        
          Приветствую тех начальников большого ранга, которые способны заметить достижение в службе солдат и сержантов. Вспоминаю заезд в передовой батальон (в/ч 12630) 11 февраля 1976 года командующего войсками САВО генерала армии Лященко Н.Г. В одной из рот его поразил идеальный порядок — он тут же отдал приказ: поощрить старшину роты... Солдат способен на всё. И это надо знать. Полковник Мордишов в июне 1972 года рассказал забавный случай. Как-то ехали на проверку одного из батальонов по бескрайней пустыне. Видят: идёт экскаватор в удалении от автодороги. Подъехали к нему: экскаваторщика нет, машина идёт своим ходом... Остановили экскаватор. Осмотрелись: ... экскаваторщик прибежал. Причина: казахстанская равнина позволила пустить тихоходную технику самостоятельно... А в этот период солдат решил сбегать в соседнее село за покупкой... Чудеса. Мы смеялись, а я вспомнил стихи казахского поэта П. Ерзалиева: «... наша степь — простор для вдохновенья».

    В полевой лагерь воинов-дорожников приехал автоклуб.

              И еще: солдат надо изучать... Но бывают и такие парадоксы, равные возрасту: рядовой 1 роты автобата Броцман П. 20 октября 1975 года угнал самосвал на станцию Бесколь, чтобы проводить Неллю...А 7 февраля 1974 года в Актогае ко мне обратился солдат весьма откровенно: «Я бывший судимый, работаю шофером. Нарушений нет. Могу ли я вступить в партию?..»
          
             Конечно, одна из главных забот политотдела — обеспечение солдат всем необходимым, до мелочей. Быт! Даже как-то услышал упрёк офицера в свой адрес «Товарищ полковник, Вы больше уделяете внимание солдатам, чем нам...». Не похвала ли это?..
    Командир бригады Хутиев С. Г.с ротой Коммунистического труда старшего лейтенанта Федорова В.Ф. . 1973 г.

    Но может ли отдельная дорожно-строительная бригада в лице солдат, офицеров, членов их семей жить, не имея своих поэтов, артистов, творческих людей? Нет. Её системно развлекал вокально инструментальный ансамбль «Магистраль». Это было в руках талантливых солдат и сержантов. Они и создали «гимн» бригады, который был впервые исполнен в переполненном зале клуба накануне Международного женского дня — 7 марта 1974 года: «Марш дорожников». Автор тек¬ста — сержант Кушнарёв Александр Григорьевич (призван из Куйбышева), музыку сочинил рядовой Пахмутов Сергей Аркадьевич. Привожу отрывок:
     
    Без нас не обойдутся ни танки, ни пехота
    И самолёт курс свой в небо не возьмёт.
     Всякая дорога - дорожников работа.
     Всюду ты увидишь наш почётный труд!
    Припев:
     Раздвигайтесь горы и тайга:
    Перед вами ваши покорители!
    Там пройдут дорожники — строители.
     
    Строим мы дороги в болотах и пустынях,
     Насыпь отсыпаем, ложим мы бетон.
     Перекуры — редко: вдруг асфальт остынет,
     И в работе песня задаёт нам тон.
     
             За время своего существования ансамбль дал около 100 концертов, в том числе 47 — для подшефных организаций. Таковы солдаты и сержанты срочной службы. Они носят одинаковые погоны, но... Как заметил М.А. Шолохов в «Тихом Доне» — «Казаки—они тоже разные».
            
            Любил беседовать с солдатами бригады на равных, обсуждая темы и из области литературы … В 1977 году я прочитал в журнале «Простор» (№3) «Заметки из Вешенской» писателя П. Гавриленко (в то время я не единожды встречался с членом Союза писателей Казахстана Сергеевым А.Н. в Доме писателей, на Комсомольском проспекте, в гостинице «Исык», на улице Ракова города Алма – Ата.) …    
            Публикация меня, как дончака, взволновала, а мои эмоции 29 августа 1976 года расширил рядовой войсковой части 02175 Шишков Владимир Иванович, белорус. Он родился в Уральске 7.06.1957 года. Окончил строительный техникум. Как оказалось, солдат в детстве видел приезд Шолохова в этот город к Гавриленко П.П., который жил напротив Шишкова – в доме № 114 по улице Почеталина… Рядовой бригады о Шолохове что-то, но добавил …
          
            В практической работе с солдатами, комсомольцами постоянно убеждался в правоте В.И. Ленина: «К молодёжи надо быть снисходительным». Для старших по возрасту — они дети...И не ошибся.
           Проходя службу в бригаде, я продолжал получать письма от бывших «подчинённых» рядового ранга. Например, из Вологодской области 10 апреля 1974 года получил весточку от бывшего курсанта курсов по подготовке младших лейтенантов, секретаря комсомольского бюро, ныне офицера, — Михаила Ивановича Урбановича. Его энергия меня покоряла. Он разыскал более 200 воинов, повторивших в годы войны подвиг А. Матросова. В мае 1970 года был делегатом XVI съезда ВЛКСМ. ВСО, в котором он замполит, вручено пере¬ходящее знамя за 1-е место...
    Строевой смотр батальона.
           Из села Дивеево, тогда Горьковской области, неожиданно прислал письмо Иван Чуркин. Когда-то, а конкретно — 6 октября 1970 года, в «Ленинской смене» я написал о нём в статье «Иван Чуркин становится сержантом». 26-го августа 1975 года я записал в дневнике, прочитав послание Ивана:«Есть на Руси люди с прекрасной душой».
           В ответ на моё письмо, он писал: «Очень рад за вашу бурную и, наверное, счастливую жизнь. Из письма явствует, что Вы можете будни превращать в праздники». Далее о себе: «Чем занимаюсь? Работаю, встречаюсь с людьми, пишу — о плохом и хорошем. Но больше, по-моему, о хорошем, ведь такие прекрасные люди живут в деревнях. Как о них не сказать доброго слова?». Сего¬дня он — журналист...
           
          Обратная связь, как я понял, итог человеческого отношения к человеку. И если этот итог в перспективе эффективно влияет на дальнейшую жизнь солдата, гражданина Отечества, — можно гордиться своим трудом...
    Командир взвода лейтенант-инженер Лепешкин А.С. проводит политзанятия с личным составом. 
        
                                                                                                                                                      (Далее)                      (Назад)

    Категория: Шерсьюков В.В. Дороги строят люди .Часть 2. | Добавил: defaultNick (03.01.2012)
    Просмотров: 1354 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz