Среда, 20.09.2017, 10:41

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография Шерстюкова В.В. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 1 [1]
Шерсьюков В.В. Дороги строят люди .Часть 2. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 3. [1]
Шерстюков В.В.Дороги строят люди. Часть 4. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Шерстюков В.В. » Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 3.

    Шерстюков В.В. Дороги строят люди Часть 3.
     
    Личность — успех, посредственность — провал...
     
     
           33 года воинской службы до мозгов костей убедили меня в том, что на любом уровне служебной лестницы, в любой отрасли жизнедеятельности страны все зависит от личности, будь то бригадир или командир отделения, директор завода или командир полка, министр или командующий армией … Я крайне уважительно отношусь к личности, если бы даже она наступила мне, образно выражаясь, на ногу...
          Личность — это золото коллектива любого масштаба: снизу до верху. До сих пор из памяти не исчезает вывод французского писателя Дрюона после исследования им истории Франции: она падала вниз, когда ею правили посредственности...
          Я как-то писал в высший орган МО СССР, не думаю, что по наивности, и предлагал «искать» кадры сверху — непосредственно в частях (в период работы комиссий), а не всегда в ходатайствах снизу (некоторые командиры и начальники, если не большинство, стремятся не выдвигать «личности» вверх); если талантливые — молодые, брать на учет, определять в академии, а потом выдвигать на вышестоящие должности. Повторюсь, кадры — золото Отечества! 
         Нельзя не согласиться с кратким, чётким и мудрым выражением И.В. Сталина — «Кадры решают всё»!
    Но как сформулировать глубоко, не стандартно понятие Личности? Я затрудняюсь. Но думаю, что это, как выражается народ, «от Бога». От природы.
         Мне помогали определять личность не лицо, не рост (это обманчиво), а внимательное наблюдение, внутренний анализ, бескорыстность, отсутствие зависти, мозги и сердце. Лучше всего личности показать на примерах, хотя бы фрагментально...
    Слет победителей соцсоревнования. Архара. 1979 год.
          Личности обладают тем лицом, телом, жестами (или отсутствием оных), голосом..., которые излучают невидимую силу воли, магическое влияние на воинский коллектив. Они — неотразимы. Вспоминаю приход в отдельную строительную роту (на Северном Кавказе) капитана Блинова. Небольшого роста, щупленький, лицо обычное. Перед строем руками не махал, грубых слов не произносил, но личный состав вскоре понял, как и я, — это командир «без кавычек»... После него пришёл другой капитан — красив лицом и фигурой, но суетливый, робкий, оглядывающийся... Как с ним стало тяжело решать нелёгкие задачи. Я бы его назвал так: «Ни рыба, ни мясо». А если грубее выразиться: «Нельзя командиру жевать сопли...» Не прав ли В. Шекспир: «Вся решимость слабых заключается в подчинённости страстям, а и в обуздании их, а потому они часто поступают неправильно».
     
          Сильной личностью в моей памяти навсегда останется фигура начальника Политического управления САВО генерала Попкова Михаила Даниловича. Ум. Кругозор. Сила воли. Творец. Реализм. Впервые я его увидел и услышал в округе 24 февраля 1974 года. Говорит твердо, но без оскорблений. Фразы запоминались: «Пора от лозунгов переходить к живой и конкретной работе. Время лозунгов прошло! Центральный вопрос — работа в роте»... Не признавал формализма. «Надо ли справку политотделу писать о работе в роте», — спросил я. «Нет!» — был ответ. Он показывал, учил и требовал. Учил конкретно и смело, не стандартно, предметно. Никогда не забуду эпизод в ПУ САВО, когда на очередных сборах он подготовил и показал Ленинскую комнату. Это было новостью: комната была светлой: все планшеты — белые и съёмные («обновлять регулярно!»), отсутствие обилия красного цвета (только на гербе, флаге и звезде) — цель: мягкость, уютность... Авторитет политработников, их защита при нём были высоки. Он был опорой в конкретной работе. Если честно заметить, — таких я не встречал ни в СКВО, ни в ДВО, но это не значит, что они были не достойны высокой должности, но они не были, на мой взгляд, личностями...
     
           Воспитателем от бога был начальник политотдела в Жангиз-Тобе полковник Байбиков Юрий Степанович, который принимал участие в комплектовании политсостава нашей бригады. Мордишов Ю.С из всех НачПО признавал только его: за ум. Байбиков был природным психологом, никогда не повышал голоса, но всегда убеждал собеседника. А у него не было высшего образования (кажется, таков был в единственном числе). Но... талант от бога.
    Подведение итогов соцсоревнования в 3 квартале 1973 года в батальоне Коммунистического труда.
     
    Личностью был командир бригады полковник Хутиев Сергей Григорьевич. Его представили офицерам бригады после 10 часов 28 августа 1972 года. С ним служить — счастье. Исключительно цельная натура. Всё при нём: харизма, энергия, целеустремленность, трудолюбие. Казалось, он видел все поры бригады насквозь. У меня осталась запись от волнения на совещании 6 октября 1973 года, когда было объявлено, что план 3-го квартала и за 9 месяцев— выполнен: «Это не далось просто. Труд, труд, труд. Солдатский». Без иллюзий: работа комбатов и Хутиева С.Г., который живёт планом... выполнить план — его цель, от которой он не отступал. Целевой человек. Природный дар командира. Талант в этом деле велик. Не ценнее ли таланта художника, композитора...» Эту откровенную запись сердца уже не вырубить топором... Он всегда свеж — это мой идеал. Он гордился своей бригадой как ребёнок. И переживал как дитя. Когда в августе 1974 года прорыв был в дисциплине, он воскликнул: «Мне не страшно, мне стыдно!» Он был неугасаем. Он, казалось, хотел опередить жизнь, время... Мы глубокой ночью срывались с ним с места и ехали по полевым лагерям. А ночные выезды давали обильный материал о жизни личного состава... Мы сейчас друг другу ничем не обязаны, кроме памяти, но я бы готов служить с ним и сейчас в свои 75 лет... Хутиев - личность.
     
    Командующий САВО генерал армии Лященко на открытии солдатской чайной в 146 ОДСБр.
     
          Человека, которого знаю «с пелёнок» (думаю, не обидится) — Ковшов Владимир Дмитриевич, которого уважаю и люблю до сих пор. Почему? Личность. Это доказывают мои длительные наблюдения и знания о нём. Таких командиров надо знать, беречь, не терять из виду, учиться у них и верхним «эшелонам»... От них излучается энергия созидания, дух крепости и непоколебимой целеустремленности. Такие родятся для созидания. Невольно 16 марта 1975 года в Уч-Арале записал, вспоминая этот характер: «Искусство управления. К нему нужно быть подготовленным умственно и практически. Качество управления находится в прямой зависимости от знания дела и ума. Но не только. Убедился на опыте окружающих товарищей. Ещё необходимы такие качества руководителю, как: выработанная сила воли, умение отдавать распоряжения и создать систему безошибочного управления... Успех в решении задач зависит от характера, реакции, трудолюбия...» Ковшов был скромным курсантом. Никто не заметил (а кому это требовалось, извините?) в нём «губку», впитывающую атмосферу окружающего офицерского корпуса, предназначение жизни, человека. Я как-то думал, если бы с помощью компьютера XXII века высветить на экране его сущность, дрогнула бы Земля... В стенах училища ему было Тесно. А на практике? В 35 лет (1974г.) назначен командиром отдельной дорожно-строительной бригады (окончил ПВСТУ в 1959 году). Одно из основных качеств: напористость, никаких шуток и размягчений в работе»...
     
     А теперь уже можно и с "ветерком".
     
          Ковшов всегда в мыслях, всегда в действии. Человек умный — ему можно завидовать. Вспоминается запись в рабочей тетради 19 января 1973 года в кабинете главного инженера бригады: «Разговор... о плане на ... год, о физических объёмах, о разбивке плана между батальонами. В кабинете командир батальона майор — инженер Ковшов В. Д. Просит асфальт... трудолюбивый человек... Я вижу в нём будущего большого руководителя». Так я высвечивал для себя этого нерядового (мягко говоря) человека. Меня никто не убедит в обратном.О его безупречном батальоне я сказал выше. Его коллективу торжественно присвоено звание батальона коммунистического труда. Помню, как начальник политуправления САВО генерал - лейтенант Попков М.Д. на солидном совещании в Алма-Ате сказал о его батальоне, работающем на строительстве дороги: «Жара, пыль, а солдаты все даже застёгнуты на все пуговицы — признак высокой дисциплины...» Невероятно, но было так. Почти всегда...Однажды был свидетелем его мудрости при объявлении наказания трём солдатам, совершившим самовольную отлучку: — старослужащему» — 5 суток ареста, прослужившему два года — 3 суток, «молодому» — строгий выговор. Я видел лица солдат: психология комбата их разъединила по справедливости... Командир их убедил в своей правоте. Другой бы всем дал поровну... Второй случай. Ковшов, будучи командиром 159-й ОДСБр, приехал к нам в Архару, разложил план военных городков и просил провести дискуссию: прав он или нет? Что хорошо? Что плохо?.. Столовую должен иметь каждый батальон — эту идею мы поддержали... Что удивило? Твёрдый начальник, а для выработки оптимального варианта объявил: «Критикуйте, как хотите! Чем больше замечаний выскажите, тем более я, комбриг, буду доволен...»
    Вручение знамени «Батальона Коммунистического труда» командиру 1719 ОБМДР. 1973 г. 
     
          В 1980 году его бригада убыла в Афганистан. В Москве беседовал с его сослуживцами по интернациональному долгу — они гордо отзывались о нём, а про себя подумал: «Ковшов есть Ковшов — в труде и в бою». На основе этого опубликовал в журнале «Коммунист Вооружённых Сил» о нём статью. А в памяти отдельной дорожно-строительной бригады, которой энергично командовал полковник Хутиев С.Г., Ковшов Владимир Дмитриевич навсегда остался командиром-легендой. Вот что написал в бригадной газете «Воинская доблесть» 21 августа 1974 года (№ 111) наш корреспондент капитан В. Медведев: «В батальоне коммунистического труда, которым одно время командовал майор В.Ковшов, регулярно, из года в год воины перевыполняют производственный план. Ковшова давно перевели с повышением, но люди и сейчас помнят о нем, как о требовательном, справедливом и грамотном офицере. Трудно сейчас увидеть в батальоне его портрет, но все по старой доброй памяти называют воинов батальона «ковшовцами»: слово это приобрело нарицательное значение. Перевыполнил кто-либо план, про него обязательно скажут «ковшовец»... Личность — это навсегда. Её не купить, не продать. Сегодня с генерал-майором Ковшовым состоим в Объединённом Совете ветеранов, объединяющим военных строителей, в том числе, и воинов — дорожников, которым руководит бывший секретарь парткома ГВСУ МО СССР, участник войны, полковник Мартышко А.С. (он бывал у нас в Уч-Арале)... Заметил у Владимира Дмитриевича и такие качества, как верность памяти и склонность к эстетике в строительном производстве...
     
         Не могу в своих воспоминаниях под грифом, извините, «Личность», назвать всех комбатов по объективным и субъективным причинам. Но большое им спасибо! Комбат – одна из основных фигур Отдельной дорожно – строительной бригады. Этой должности надо было соответствовать, как говорят, по многим параметрам …
     
         Хотелось вспомнить на вид очень скромного человека, командира Отдельного дорожно – строительного батальона подполковника Даурова Георгия Дзиблаевича. Его часть (02260) дислоцировалась вдали от штаба ОДСБр – на берегу озера Алаколь. Мой отзыв о нем совпадает с мнением бывшего офицера этой части, ныне подполковника запаса Беляева Николая Ивановича (проживает в Москве). Георгий Дзиблаевич снискал доверие личного состава своей безупречной порядочностью, мудростью суждений во всех делах, «справедливостью до предела». Он никогда не повышал голоса, наказывал по «заслугам». Если подчиненным совершен грубый проступок – не жди пощады от комбата, накажет строго, как сказал Беляев Н.И., «мало не покажется»!! В нем сочетались организаторские способности, ответственность за выполнение плана и отеческая забота о солдатах. И еще у Даурова Г.Д. была черта характера: он опекал художественную самодеятельность батальона, даже лично принимал участие в концертах – танцевал. Его коллектив неоднократно успешно выступал в соседних поселениях, например, в Коктуме …
       
          Особой статью в бригаде выделялся майор Ливен Евгений Ефимович – командир автомобильного батальона. Нелегкая должность: обеспечение выезда самосвалов не линию (от перевозок весьма зависит выполнение плана строительства автодороги), организация своевременного ремонта и профилактики техники, забота о дисциплине водителей (солдат в течение рабочего дня предоставлен «сам себе»). Все эти нагрузки были под силу Ливену Е.Е. Он всегда пружинист, подтянут, серьезен. Принципиален. Трудолюбив. Мне он запомнился скромным офицером, но мог смело доказывать свою «правоту» ... Ему была присуща культура поведения … В 1982 – 1988 годах он служил в должности Заместителя командира бригады.
     
          Стал Заместителем командира бригады (1981 – 1982 годы), а затем Начальником тыла 146 ОДСБр (1982 – 1989 годы) – командир Отдельного дорожно – строительного батальона майор Копытько Василий Илларионович, которого я хорошо знал. Он поражал своей энергией в работе, а я всегда, видя его, улыбался в душе: «Ему бы крылья! Для скорости …»
         Хотелось бы поведать о комбатах Субоче, Забаре, Демченко … Возможно, все впереди. … Все они были разными по росту, харизме, характеру, но выполняли свой долг. Под одну гребенку всех нецелесообразно ставить. Под неё, если говорить с юмором, не поставишь комбата Демченко Василия Андреевича: он был резок в суждениях, отстаивал свое мнение, хотя и нередко, ошибочное. Но что было, то было …
     
         Хотелось бы полнее сказать о величайшей профессии в армии, о которой сегодня не напомнит телевидение - командирах военно - дорожных рот — основной сцепке личного состава — рядовых людей в погонах.
         
         Скажу о передовом командире роты лейтенанте Сипакове Сергее Владимировиче. Удивительная личность для своего возраста и звания. Часто с ним встречался в районе Джунгарского Алатау. Я не мешал ему. Мне нравилось наблюдать за симпатичным офицером издалека. На вид скромен до девичества, но когда вникаешь в его суть, — ум, трудолюбие, энергия и ответственность по силе равные «атомному заряду»... Вспоминаю 28 октября 1974 года. Возвращался на 13-й разъезд из роты Сипакова с лейтенантом — инженером Серовым (командиром взвода). Младший офицер с высшим образованием дал высокую оценку таланту своего командира: в роте у него безупречный авторитет. У него какая-то внутренняя логическая сила. Все солдаты повинуются беспрекословно даже в пустыне, где нет рядом высокого начальства. Безупречный авторитет: он сказал — солдат сделает! Он работает без крика. Однажды Сипаков дал задание бульдозеристу Зелееву отремонтировать к вечеру трактор ... Проверил: механизатор не выполнил. Сипаков, абсолютно не взрываясь, снова спокойно распорядился: «Должно быть сделано». К 4-м часам утра бульдозер был готов... Сипаков искал выход из любого положения. Конфуз с водителем: «Почему не выезжаете?» — спросил комроты. «Бензин кончился, товарищ лейтенант» — был ответ солдата... Слили бензин из поломанной машины — на линию вышли пять самосвалов...Но о нем надо бы сказать ещё гуще. Он прививал личному составу роты коммунистического труда «творческую жилку»... В его роте работали «кружки по изучению строительных профессий, проводились показные техобслуживания техники, выступления с лекциями и беседами о новых методах работы в СССР и за рубежом» («Воинская доблесть»; № 71, 20 июня 1974 г.). Не случайно молодой офицер был награжден орденом «Знак почета». И не случайно эта газета 1 января 1976 года (№ 1—2) под рубрикой «Новогодние пожелания» посвятила стихи «нашего» поэта: «Старшему лейтенанту С. Сипакову:
     
    О Вас, Сергей, наслышан я немало.
     Желаю в наступающем году.
     Чтоб Ваша рота продолжала:
    Быть первой в отношении к труду».
     
            Такими же талантливыми и гордостью войсковой части 02171 были командиры рот — капитаны Дорофеев В.И., Инютин В.И. и другие.
    Кавалер ордена «Знак Почета» командир роты капитан Инютин В.И.
     
           В бригаде служили «двухгодичники». И немало. Я невольно подружился с молодым лейтенантом — инженером из Саратовской области Моржиковым Владимиром Борисовичем. Весьма высокий, красивый человек, но до предела скромный в поведении. Мы познакомились на базе увлечения книгами. Это был человек высокой культуры, эрудиции. Но он был и талантливым инженером. Впоследствии стал начальником 1350 ТДСУ, занимал высокую должность в ЦДСУ. Шёл на ответственную должность в Хабаровск, но, к сожалению, его сердце полковника не выдержало нагрузок... Но с его женой Маргаритой Алексеевной, её дочерью Мариной, которая родилась в Уч-Арале в один месяц и год с моей дочерью, сыном Игорем дружим семьями до сих пор.
     
           В 1977 году встал вопрос о передислокации бригады в Амурскую область. Только глупый не может представить, какие трудности возникнут в связи с переездом и обустройством такой махины на голом месте!. Хутиев С.Г. уходил из бригады однозначно. Передо мной стал стратегический вопрос: кого предложить Москве на освобождающуюся должность?.. Сколько на это потрачено энергии, знаю только я. Составил для себя список всех командиров и начальников, анализировал несколько дней, остановился на комбате майоре Щенове Вячеславе Михайловиче. Ковшова В.Д — нет. Щенову — 32 года. Но стал бороться за него. Дважды звонил начальнику Главка замечательному человеку генералу Чекову Н.В. Его пугал возраст кандидата. Наконец, обратился к члену Военного совета — начальнику Политуправления генералу Попкову М. Д. — лично, попросил, чтобы он связался по моему вопросу с московским Главком... Вопрос был решён.Почему я ратовал за этого командира? Ответ, например, в серьезном докладе командира бригады полковника Хутиева С.Г. на собрании партийного актива 26 июля 1976 года подчёркивалось: «Высокой примерностью отличается батальон во главе с коммунистом В. Щеновым. Здесь своевременно проводятся различные профилактические мероприятия, позволяющие предотвращать малейшие отступления от требований присяги и уставов... Докладчик с благодарностью отметил, что инициаторы социалистического соревнования в нашей части (бригаде — В.Ш.) — подчиненные Щенова — не довольствуются достигнутым, стремятся систематически устанавливать рекорды, делать их нормой, изыскивая вместе с тем пути дальнейшего повышения производительности труда. Так, за истек¬шее полугодие батальон перекрыл задание на 13,6 процентов, а во втором квартале — на 15. Эти высокие результаты не случайность» («Воинская доблесть», № 88,29 июля 1976 г.). И мне пришлось подчеркнуть в докладе на собрании комсомольского актива бригады, что «Особенно высоких результатов добились воины батальона коммунистического труда капитана В. Щенова. Сдан в эксплуатацию новый участок автодороги...» («Воинская доблесть», № 128, 30 октября 1976 г.). Считаю, что я не ошибся. 146-я ОДСБр успешно передислоцировалась в ДВО. Прямо отмечу, благодаря его уму, таланту организатора, неуемной энергии, силе воли, бригада построила красивые военные городки с соцкультбытом, штабами, клубами, обеспечила жильём семьи офицеров и прапорщиков. Вячеслав Михайлович знал досконально производство, но он, ещё замечу, любил, как и Ковшов, эстетику в объектах строительства. Однако у него было очень много «огня» в характере, а это, естественно, не всем нравится... Но он был труженик.
     
          Нельзя не вспомнить веские, глубокие напоминания талантливого инженера-строителя, организатора военно-строительного комплекса Советского Союза, заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, Героя Социалистического труда, доктора технических наук, генерал-полковника Александра Николаевича Комаровского, который доказал блестяще свою эрудицию инженера 22 апреля 1937 года на строительстве канала имени Москвы самому И.В. Сталину, в своей книге «Записки строителя» (Воениздат, 1972 г.):
           "Масштаб объекта может предопределять только количество инженерного труда, затраченного на него, но никак не должен снижать ответственность за выполняемую задачу. Пренебрежение, недостаточное внимание к так называемым мелким объектам всегда приводят позднее к тяжелым ошибкам, нерациональным решениям и плохой организации работ ".

           Уверен, герои моих воспоминаний держались этого «закона» строительства. Уважаемый читатель, не ждите достижений в любой отрасли, если рядом с Вами нет личности.
     
     
     
    Политотдел, культура, досуг…



             Эти  эпиграфы для разговора о политотделе тех, уже далёких времён, выбраны не случайно. Кто работал с людьми, согласится с мнением великого критика  В.Г. Белинского, который говорил, что человек не зверь, но и не ангел... Согласны?..Конечно, в описываемое мною время нельзя опустить имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Тогда это имя реально было на слуху...Говорить о политработе без опоры на литературу, эмоции было бы неприлично. Ещё в нашем заголовке обозначено чётко: «Дороги строят люди». Не механизмы сами по себе, и не лопаты... Смысловая нагрузка — на людях. Человек! И это «звучит гордо»!  Хотелось бы задать вопрос строкой поэта В. Павлинова: «Чем эту глубь и ширь измерить?». Не ширь природы, а человека, работу с ним, то есть политотдела... 
           
           Общение с людьми, работа с ними не имеет границ. Человек был и останется, надеюсь, самым ценным капиталом. Надо знать его характер, предпочтения, увлечения и, конечно, пороки...Кстати, последнее гениально, сполна отражено в произведениях величайшего русского баснописца И.А. Крылова. Его колкие строки бьют не по лбу, а прямо в лоб. Может быть поэтому, сегодня не услышишь с телеэкрана его слово в стихах... А он мой идеал:

    Мне чин один лишь лестен был, 
    Который я прошу в природе, —
    Чин человека; —
     в нём лишь быть
    Я ставил должностью, забавно:
     Его достойно сохранить
    Считал одной неложной славой.


            Задачи политотдела — это задачи всего коллектива: производство (выполнение плана СМР), социалистическое соревнование, укрепление воинской и трудовой дисциплины, идейно-воспитательная работа, техника безопасности, организация культурного досуга. К решению этих вопросов подключались партийные, комсомольские и профсоюзные организации, суды офицерской чести, женсоветы...
           Сложность работы в бригаде диктовалась широкой разбросанностью её подразделений.Мне нравился штат бригады, в том числе политработников. Он охватывал весь спектр нашей деятельности.
     
    Мы пишем историю бригады, поэтому не могу не привести список политотдела:
           майор Габбасов Р.Ф. — заместитель, старший лейтенант Залогин Л. Л. — помощник начальника политотдела по комсомольской работе, капитан Томилов В.В. — старший инструктор по организационно-партийной работе, капитан Омельницкий С.К. — старший инструктор по агитации и пропаганде, майор Шевелёв В.В. — начальник бригадной школы партийного актива — старший инструктор по партийному просвещению, старший лейтенант Стрекачёв В.Г. — инструктор по культурно-массовой работе, прапорщик Берцук С.С. — инструктор, служащая СА Альтман А.Л. — инструктор по партийному учёту, служащая СА Гришакова С.П. — машинистка — делопроизводитель. В политотделе служили офицеры Альтман Я.М., Гришаков В.М., Доброродний А.Е....
         В Архаре в политотделе служил офицер высокой культуры, эрудиции — Проклов  Н.В. (его политинформации с нетерпением ждали служащие управления бригады).
         При политотделе работала редакция с типографией — серьёзное подспорье в работе командиров и политотдела.  К этому времени я окончил факультет журналистики во Львовском высшем военно-политическом училище и понимал работу газетчиков, значение их творения, ибо газету солдаты буквально расхватывали в местах дислокации АБЗ, полевых городков и прямо на участках строящейся автодороги…

        В каждом отдельном батальоне по штату — заместители командиров по политчасти и освобождённые секретари партийных и комсомольских организаций — всего 22 офицера... Воспитательная работа лежала в основном на плечах замполитов батальонов. Назову их:  Нидзиев Н.В., Верещагин В.П, Шаньгин В.А., Грабовский Л.Б., Назаров И.И., Олейник П.С. ...Конечно, они были разные по характеру, подготовке... Но всё это ушло уже в историю. Однако необходимо заметить: без них я никто.

    Замполит 1719 ОБМДР (батальона Коммунистического труда) майор Нидзиев Н.В.

    «Всё движется, как писал в «Фаусте» Гёте, — всё в деле оживается, Кто слаб, тот гибнет, сильный — успевает».  Я был молод, но уже имел опыт, понимал, что от начальника политотдела (в то время) многое зависит. На мой взгляд, заботился о своём, как сейчас говорят, имидже, чтобы быть всегда в форме физи-чески и духовно. Не мог забывать «наставление» Шекспира: «Силою своею достоинства человек прокладывает себе дорогу». Регулярно занимался оздоровительным бегом (начитался брошюры  Г. Гильмора «Бег ради жизни»): да он помогал мне и мыслить на бегу. Много читал, помня завещания классиков литературы, известных людей: «Коллекция хороших книг тот же университет (В. Шекспир)»; «Чтение — это работа»... (маршал Советского Союза Мерецков).  Моя домашняя библиотека росла (более 1000 фолиантов). Чтобы не потерять любовь к искусству (а в школе увлекался рисованием), занимался филокартией, а также коллекционированием марок и значков... Читал по ночам.
     
        А какой очаг для культуры в личном плане — марки? Ответ у известного Э. Кренкеля: «Филателия — это культурный и активный досуг многих любознательных людей». Да ещё по подписке получал 28 изданий (газет и журналов). Переписывался с московским писателем А. Гессеном, автором книги «Жизнь поэта» (о А.С. Пушкине)... Между прочим, уважение к книгам связывает меня с писателями. В 1974 году в Уч-Арале купил книгу Виктора Петелина о Шолохове М.А., а ровно тридцать лет спустя в г. Уфе на научно-практической конференции, посвященной великому советскому писателю (в 2004 г.), выступая в университете, я неожиданно подал книгу шолоховеду с просьбой оставить автограф. Все были удивлены, а не только автор...

         Даже вдали от малой родины я с творчеством Шолохова не порывал. Его имя знали и на земле Абая, как и во всех уголках Советского Союза. И поэтому не случайно позже заметил в своей книге «Станица Каргинская в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (2004 год) интересный факт:
            «Служил в далеком селе Уч – Арал, что в Казахстане, где в свое время дислоцировался штаб атамана Анненкова. На берегу озера Алаколь жил в урочище бобылем старик, некто Нодзель А.Е., рыбак. Так его прозвали «Дедом Щукарем»  И здесь знали «Поднятую целину». Проза жизни – за Шолохова!» (стр 101).  
            Дедушка жил в бревенчатом домике, построенном недавно. Макушка первого дома грустно торчала из воды в пятидесяти метрах от берега – избу затопил рост озера в длину и ширину …За уникальным водоемов в предгорьях Джунгарского Алатау наблюдали ученые – географы из Ленинграда: через переписку с Нодзелем и редкие приезды …  А мы, офицеры, с любопытством посещали «Деда Щукаря» в редкие дни отдыха. Особенно интересовался образом жизни рыбака капитан С.К.Омельницкий – вместе со мной … Стоит привести текст письма ученых Нодзелю («Деду Щукарю»), которое я читал и сохранил копию:
         « Географическое общество СССР.
     Ленинград. Центральный. Переулок Гривцева, 10. 17 января 1975 года. № 49.

          Президиум географического общества СССР весьма высоко оценивает Вашу многолетнюю деятельность в тяжелой борьбе за сохранение природы урочища Кизил – Агаш, особенно его природных лесонасаждений. Ведь это – естественное лесорастительное угодье на берегах такого большого и своем роде уникального озера, как Алаколь и на расстоянии более 200 км его окружности.

          Президент академии С.В.Колесник, Член Президиума профессор А.В.Шнытников,
    Ученый секретарь Л.И.Сенчура».



          А в 1976 году я сообщил профессору Шнытникову Арсению Владимировичу о кончине Нодзеля Алексея Евлампиевича, на что получил от него ответ от 28.11.76 года, в котором он воспринял как «чрезвычайно печальную весть» для товарищей по экспедициям в Казахстан …
           Этот человек был ценим и уважаем как учеными, так и нами дорожными строителями.К слову – это было местом отдыха офицеров, прапорщиков и членов их семей. На берегу этого чистейшего озера дислоцировались два наших отдельных дорожно-строительных батальона – в/ч 02259 и 02260.
       
            В то время звенело имя героя Кубы Эрнесто Че Гевары, а я в силу всё-таки молодости, увлекался стихотворением Я. Смелякова «Майор»:
            Он был ответственным лицом
     Отчизны небогатой,
    Министр с апостольским лицом
    И бородой пирата.


            На волне чувств я даже отпустил бороду во время отпуска... Конечно, как мне верится, всё это помогало мне работать без оглядки, предметно, масштабно. Мой девиз для политотдельцев: «Быть «профессором» в своей должности». Моя требовательность невольно отражалась на бригаде.  Даже мой однокашник  Ковшов В.Д. в период командировки, в московской гостинице ЦДСА, в июле 1975 года откровенно заметил: «Вы слишком много требуете от человека. Очень высокие «нормы» устанавливаете! Это даже жёстко». Но это тоже результат.Сегодня, когда ушло наше время, привожу эпиграмму, которую в 1976 году сочинил майор Шевелев В.В., а сохранил бывший политотделец капитан Омельницкий С.К.:                      
     НАЧПО НЕ ГЛАДИТ НАС ПО ШЕРСТИ,
    НА ТО НАЧПО И ШЕРСТЮКОВ.
     И С НАС СО СТАНИСЛАВОМ ВМЕСТЕ
     ПОКИНУЛ ШЕРСТЯНОЙ ПОКРОВ.


            Мы были уже на пенсии, когда уже подполковник запаса Станислав Кириллович в 1993 году прислал мне из Крыма самодельный сборник стихов «Письма В.В.Шерстюкову» - историю бригады в стихах. Надеюсь, что бригадный поэт искренне сочинил в русле памяти:

    Я считаю - мне было наградой,
    Что и я Шерстюкова узнал.
    Это было в дорожной бригаде,-

    В Казахстане: село Уч – Арал.

    Шерстюков человек очень яркий,
    В увлеченьях своих он фанат.
    Книги, значки. Открытки и марки.
    Он – фотограф. Слайдист. Нумизмат.

    А еще он друзей собирает:

    В дни рожденья, и просто так.
    Он в друзьях своих толк понимает,
    -Никого не продаст за пятак …


           Большое ему спасибо за оценку. Выше доброй памяти в нашем возрасте, пожалуй, ничего на свете нет …Да, я был очень щепетилен в отношении престижности Начпо. 24 июля 1975 года Сергей Григорьевич пригласил меня на банкет на озеро Алаколь по поводу присвоения ему воинского звания «полковник». Поздравил, поблагодарил, но подумав, принял решение: не ехать. Работать будет легче... Верится, что Хутиев меня правильно понял. Сегодня я бы поехал.
          Был и такой случай. В кабинете принял отца, приехавшего с Кавказа, с сыном — солдатом. Принял по своим убеждениям: вежливо... Но вскоре мне приходит посылка с коньяком. Получаю, в присутствии политотдельцев распечатываю, показываю и отправляю обратно. Но уже нигде не «болит»... 
         Но когда на одном из партсобраний управления бригады один из придирчивых коммунистов пытался мелочно придраться к поведению комбрига, я тут же возглавил проверку и доложил собранию о лжи... Пожалуй, это хорошо помнит секретарь партбюро, инженер- капитан (тогда) Горбач Валерий. 
         Несколько лет назад был удивлён отголоском нашей бригады, который вспомнил в Москве бывший бухгалтер отдельного батальона с 13-го разъезда, ныне подполковник запаса, работник редакции газеты «Ветеран» — Беляев Н.И. После того, как я пытался не брать монеты моего гонорара, он заметил: «Это мой закон — отдать всё. Вы помните главбуха бригады Лунина: он за невзятие копейки мог оскорбить»
      
         ...Доволен своим политотделом. Проведена (без преувеличения) огромная работа. Всё перечислить невозможно... На нём в то время лежала ответственная задача государственного масштаба — воспитание любви к Отечеству, готовности без колебаний защищать его в случае опасности. А так¬же — местного (но тоже державного) значения — строительство дороги с высоким качеством с условием выполнения, плана (это приказ Родины), социалистическое соревнование, укрепление воинской дисциплины и дружбы воинов нашей многонациональной страны, организация работы партийных, комсомольских организаций в ключе вышеназванных задач, политических занятий.

        А разве мог политотдел стоять в стороне от таких жизненно важных забот, как деятельность женсовета, народного контроля, обеспечение техники безопасности на производстве?.. 
        Организация культурного досуга солдат, сержантов, офицеров и прапорщиков, членов их семей в условиях пустыни, где нет театров и дворцов культуры... 
        Мы помнили, что кроме нелёгкого труда в пыли или грязи (это дорога! — производство под открытым небом, где нет стен, которые бы прикрывали воина - дорожника от ветра), у человека, строящего дорогу, есть её Величество — Душа, Сердце!!!
        В этой деликатной, чувственной сфере политотдел никто не заменит, да и у командиров, инженерно-технического состава работы, как говорят, по самое горло!.. Думаю, политотдел был достойной опорой командира бригады и его заместителей в управлении сложным процессом строительства автомобильной дороги «Актогай - Дружба» в установленные Главком МО СССР сроки.
        Профессионализм офицеров политотдела способствовал проводить на достаточно высоком уровне партийные и комсомольские конференции, профсоюзные собрания, слёты ударников коммунистического труда (то есть передовиков производства), технические конференции, субботники по благоустройству, спортивные состязания...


    В типографии газеты 146 ОДСБр «Сын Отечества».

       Например, наша газета «Воинская доблесть» писала в 1973 году в материале «За высокую классность»:
               «С усложнением в современный период оружия и боевой техники непрерывно увеличивается количество воинских специальностей. Так, в период второй мировой войны их насчитывалось около 160. Теперь же имеется более 400... специалистов, непосредственно обслуживающих технику»
            Газета ставит вопрос «грамотной эксплуатации техники», бережного отношения к ней. «Большую роль в повышении уровня технической культуры воинов играют различные состязания. Недавно в одном из подразделений было проведено состязательное мероприятие, в котором участвовали все специалисты. Цели его были следующими: выявить специалистов высокой технической культуры, лучшие отделения, экипажи, распространить их опыт, вскрыть недостатки, наметить пути повышения классной квалификации личного состава. Состязания принесли добрые плоды».
            Такова была трудовая и эмоциональная, учебная атмосфера в 146 ОДСБр, которую возглавлял полковник Хутиев С.Г. При нём были смотры дорожно-строительной техники... Далее газета, за строками которой стоят грамотные наши журналисты, политработники, углубляется в вопрос повышения роли механизаторов, как главной фигуры в современном дорожном строительстве: «Одной из наиболее действенных форм совершенствования и повышения знаний, умений и навыков могут стать технические кружки, руководить которыми призваны опытные специалисты. Большую роль играют самостоятельная учёба воинов, обеспечение их необходимой литературой, проведение квалифицированных лекций, консультаций, викторин». Верится, что читатель поймёт уровень нашей бригады...


      

    Категория: Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 3. | Добавил: defaultNick (03.01.2012)
    Просмотров: 1142 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz