Четверг, 25.04.2024, 21:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография Шерстюкова В.В. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 1 [1]
Шерсьюков В.В. Дороги строят люди .Часть 2. [1]
Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 3. [1]
Шерстюков В.В.Дороги строят люди. Часть 4. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Шерстюков В.В. » Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 1

    Шерстюков В.В. Дороги строят люди. Часть 1.

       


    Ш 50 ББК 84 (2 Рос=Рос)6-4

    Шерстюков В.В.

    Дороги строят люди: Воспоминания ветерана военной службы.

    – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – 101с.

    Переиздание Ковшова В.Д. с дополнениями автора.

    Фотооформление Ковшова В.Д. и автора.

     ISBN 978-5-9973-0515-4


     Автор книги Шерстюков В.В. — кадровый военный, полковник   в от­ставке, член Союза журналистов России,  член Союза писателей Дона.

    Лауреат газеты «Советская Россия» (1999 г.), всероссийского конкурса «России верные сыны» (2001 г.),

    журнала «Политическое просвещение» (2004 г.)... Кавалер регионального

    ордена —знака «МА. Шолохов».

    Тема­тика публикаций: Армия, Пушкин, Шолохов, политика, нравственность, история,

    культура, личности, рецензии... В редакциях не работал. Это его второе дыхание

    со школьной скамьи.

    В этой книге автор вспоминает малоизвестную читателям службу в отдельной

    дорожно-строительной бригаде, как было, главным образом, в степях Казахстана...

    Широк диапазон мышления, оценок автора. Ярко показан не только портрет бригады,

    солдат и офицеров нелегкой, нужной профессии, но и сочный взгляд в ракурсе истории,

    культуры, без чего труд не может быть озаренным...

    Этот кусочек совестливой истории строителей дорог в погонах — на наш взгляд, уникален.


     ББК 84 (2 Рос=Рос)6-4

     ISBN 978-5-9973-0515-4. Шерстюков В.В.


     

      Это было целью воинов - дорожников:

    Строительство автодороги Актогай – Дружба: 1971 – 1977 годы.












          С детства, когда неимоверно звонко звучало имя   М. Горького, врезались в память доброй занозой его неотразимые слова, словно шитые золотом: «Товарищ! Знай и верь, что строитель самый необходимый человек на Земле».
    Но глубоко, предметно я осознал это, проходя службу в военно-строительных частях...
           Жизнь не бывает прямой как Невский проспект. И у меня она сложилась удивительно непредсказуемо, но я ни о чём не жалею. В 1955 году сменил погоны срочной службы мотострелкового полка на курсантские: поступил учиться в  65-е военно-дорожное училище  (г. Ростов-на-Дону) — архиделикатное с точки зрения воинской культуры и дееспособное в сфере инженерной подготовки учебное заведение. Я с головой окунулся в сопромат, геодезию, курс деревянных мостов... Но — судьба!

    23 рота ПВСТУ в строю.
           Училище, готовящее закалённых офицеров — профессионалов для 10-го отдельного дорожно-строительного корпуса, которым командовал лауреат Сталинской премии генерал — лейтенант Русаков, при Хрущёве, было расформировано в 1956 году. Как молодой и одержимый человек, я пережил дни отчаяния, но... был направлен в числе 25  курсантов на 2-й курс Пушкинского военного строительно-технического училища, которое окончил с «красным» дипломом по специальности «Эксплуатация и ремонт строительных машин и оборудования» с квалификацией «техника — механика».

    Ст
    аршина роты и
    заместители командиров взводов 23 роты.

           И уже думал, что никогда не возвращусь к строительству автодорог, значение которых трудно переоценить: для экономики, обороны, культуры... Державы.
          Память о ПВСТУ толкает на отступление от текста: на первом курсе, где я, курсант старшего, был старшиной роты, учился Владимир Ковшов — будущий генерал. Не мог я тогда предполагать, что армейская служба надолго сведёт нас вместе в системе военно-строительного комплекса МО СССР.
          После окончания училища меня сразу назначили старшим нормировщиком военно-строительного полка... Прошло немало времени: поколесил по Советскому Союзу, стройкам государственной важности. Время и выбор командиров и начальников изменили направление в моей военной профессии: навсегда стал политработником после избрания секретарём комитета ВЛКСМ военно-строительного полка...
           
           13 февраля 1971 года получил ключи от квартиры в районе Сормово  г. Горького и только намеревался войти в подъезд, как меня окликнул писарь учебного батальона ефрейтор Гоцик, подъехавший на командирской «Волге»:

             «Товарищ майор! Срочно выезжайте в штаб: вас вызывает к телефону из Москвы полковник Судак... К вам меня послал полковник Педан»
    ... В то время я — заместитель командира учебного батальона по политической части, пройдя до этого должность на курсах по подготовке младших лейтенантов для военно-строительных частей, расположенных на территории Военной школы по подготовке младших специалистов...

         ...Я взял телефонную трубку. Начпо коротко спросил:«Поедешь на юг заместителем начальника политотдела?» Я согласился. А начальник политотдела Главка мило, по отечески, добавил: «Хотел тебя предложить на должность редактора, но категория— «майор», а тебе расти надо...» Он, видимо, вспомнил 1966 год, когда в «Красной звезде» была опубликована моя постановочная статья о культуре офицера — «Арбалет и семечки», которая на страницах газеты обсуждалась полгода, а затем в заключение в 1967 году выступил маршал Советского Союза Василевский А.М.... Правда, газета не подчеркнула, что автор (капитан технической службы) — военный строитель... Начальник  школы Григорий Иванович недовольно проворчал: «Ты и здесь бы вырос!..» 23 марта в секретной комнате я прочитал приказ начальника Главного политического управления СА и ВМФ № 065 от 3 марта 1971 года о моём назначении..., а 3 апреля т.г. вступил после дождя в грязь села Уч-Арал Алакульского района Талды-Курганской области.

         Казахстан... Командир войсковой части 02171 — подполковник Куимов К.А., а начальник политотдела Мордишов Ю.С., с которым ранее служил на важном объекте...

         10 мая я поехал на станцию Бесколь в Отдельный батальон механизации дорожных работ (в/ч 12630) в плане знакомства с частями. С первого взгляда меня поразил аккуратнейший  палаточный городок чёткостью построения: столбики побелены, безупречные дорожки, побеленные бордюры, навытяжку стоящий часовой, опрятные солдаты. Пахнуло воинской дисциплиной – этого нельзя было не заметить... Кроме этого удивили начищенные до блеска трубы духового оркестра, и огромный стол – шахматная доска с великанами – фигурами не ней … Я спросил дежурного по батальону: «Кто командир?». И в ответ услышал: «Майор Ковшов». Фамилия меня ошпарила: неужели он — бывший курсант моей роты, фамилию которого, как и других, выкликал сотни раз на вечерних поверках в Пушкинском военном строительно – техническом училище, в котором мы с ним учились; я был на старшем курсе и старшиной курсантской роты, а курсант Ковшов В.Д. в подчинении?... Он! Ковшов представился «майором-инженером». Земля — круглая, как говорят... Судьба: встретились после 1957 года. На груди майора белел институтский значок … А уже 19 октября 1972 года я записал в дневнике: «Характер майора–инженера Ковшова В.Д. нужен воинскому коллективу. Реализм, а не иллюзии».

    Краткая производственная биография родной бригады.

    «В мире слов разнообразных.
     Что блестят, горят и жгут.
    Золотых, стальных, алмазных,
    Нет священней слова: «труд».  

    В.Я. Брюсов
    «Способность видна лишь из действий».
    А.Суворов
    «Моя военная специальность—строитель».
    Генерал-полковник и.т.с АН. Комаровский
    «Записки строителя» (1972 г.)

       «Ваше управление (146 ОДСБр — Ш.В.В.) производит лучшее впечатление, чем...»
    Генерал — майор Червонцев А.И.
    (21.12.1972 г., с. Уч-Арал)

       «Белка  в колесе — наш герб».
    В. Даль
    «В начале было дело... Не сила ли начала всех начал».
    Гете: «Фауст».

           Что же из себя представляла бригада? Чтобы понять, коснёмся её истории... 146 отдельная дорожно-строительная бригада формировалась в пос. Георгиевка—2 Жарминского района Семипалатинской области Каз ССР. 20 марта 1971 года штаб передислоцировался в село Уч-Арал... Бригада формировалась на базе строительных частей Центрального управления специального строительства МО СССР — 11030, 31516, 08358, 19313 и молодого пополнения, призванного в мае 1971 года.

          Командиры бригады — подполковник Куимов К.А. (1971—1972), полковник Хутиев С.Г. (1972— 1977), майор Щенов В.М. (1977—1979), полковник Ворвулёв И.Т. (1979—1981), полковник Тарасов В.Ф. (1981—1987), полковник Истомин В.В. (1987—1989).
         Заместители — подполковники Платов А.Н. (1971—1973), Вострецов А.Г. (1973—1975), Дауров Г.Д. (1975—1978), Маланчук Н.В. (1978—1981), Копытько В.И. (1981—1982), Ливен Е.Е. (1982—1988), Васильев А.С. (1988—1989).
        Начальники политотдела — полковники Мордишов Ю.С (1971—1975), Шерстюков В.В. (1975—1981; зам нач. полит¬отдела — с 1971), Габбасов Р.Ф. (1981—1987), Крупнов Н.И. (1987—1989).
        Главные инженеры — подполковник Литвин А.К. (1971—1973), подполковники: Ковшов В.Д. (1973—1974),  Репишев В.Н. (1974—1977), Смаль И.Т. (1977— 1981), полковники Цыганков Г.М. (1981— 1986), Колобов А.А. (1986-1987), подполковник Кананович С.И. (1988—1989).
        Начальники штаба — полковники Зимицкий А.Н. (1971—1975), Вострецов А.Г. (1975—1978), Асипкин А.И. (1978—1987), подполковники Фролов А.П. (1987—1988), Хмель В.А. (1988—1989).
        Начальники тыла — полковники Шилов А.И. (очень талантливый хозяйственник; 1971—1978), Иевлев Г.В. (1978—1982), Копытько В.И. (1982— 1989).
        Редакторы газет: «Воинская доблесть» (с Уч-Арал) — капитан Захарченко И.П., «Сын Отечества» (пгт. Архара) — майор Ибрагимов Р.М.




       
          Бригада выполняла задачу строительства автомобильной дороги «Актогай — Дружба». За 1971—1977 годы личным составом построено и введено в эксплуатацию 373 км автодороги с асфальтобетонным покрытием, в том числе с уширенным участком для посадки и взлёта боевых самолётов.
         На основании директивы ГШ ВС СССР от 8.02.1977г. бригада передислоцировалась в декабре этого же года в пгт. Архара Амурской области.     
         Маленькое отступление: после выхода из поезда мы почувствовали, что в этом регионе стоять в шинели, что в нижнем белье и босиком... Морозы: до - 40°С. Вскоре нашей формой стали полушубки и валенки.
         За 1978—1989 годы построено и введено в эксплуатацию 145 км автодорог с асфальтобетонным покрытием на участке «Бурея-Архара-Пашково» автодороги «Чита-Хабаровск». Всего построено 518 км автодорог.
    Кроме того, в с. Уч-Арал и пгт. Архара, не считая Актогая, заасфальтировано 10 км улиц. А в Актогае, о котором сложилась прибаутка «Бог создал рай, а чёрт Актогай», после асфальтирования улицы (она стала чёрной, широкой и ровной как стол), на неё высыпали дети и взрослые, в том числе велосипедисты. Поселок ликовал! Улица... стала опасной для жизни.
         Наша бригада успела преподнести и такой подарок учаральцам, как сдачу «рулёжки» на военном аэродроме для гражданского аэрофлота, которая позволила совершать регулярные авиарейсы: «Уч-Арал - Алма-Ата» «Як-40»...
       
         Нельзя забыть об участии личного состава бригады в строительстве высокогорного катка «Медео» близ Алма-Аты. Уникальное сооружение. Не раз бывал здесь с подполковником Куимовым К.А. В моей записной книжке осталась сухая запись: «Горы. Леса. Бетон. Машины. Вагончики. Электрические котлы. Паёк. Портянки. Х/б...» Но это понятно только для меня...
        А Сары-Озек, Капчагай... А строительство дороги в направлении на Дзержинск: мосты, ДЭУ-ДРП. До сих пор звучат в голове названия: Кзыл-Тал (мост), Жаманты (мост), Глиновка, Айпара...

        146 ОДСБр за успешное выполнение планов дорожного строительства неоднократно отмечалась в приказах Главного военно-строительного управления МО СССР (в/ч 28630) и заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск.

    Командование Главного военно-строительного управления Минобороны .

     
        Примеры. 3 февраля 1981 года начальник Главка подписал приказ «О досрочном выполнении плана 10-й пятилетки войсковой частью 02171»: "Войсковая часть..., осуществляя дорожное строительство в Казахстане, а затем на Дальнем Востоке, успешно справилась с заданием 10-й пятилетки ".
    В приказе лаконично и гордо объявлялись конкретные достижения за 10-летие (1971—1981гг.) (привожу цифры, которые выше не указаны):
        введено 387 искусственных сооружений, 13 мостов; отсыпано 9 млн. куб. метров земляного полотна; уложено в основание дороги 336000 кубометров щебня, 700000 кубометров песчано-гравийной смеси.
       В Казахстане коллектив успешно завершил 9-ю пятилетку: было введено 270 км автодороги при плане 168 км (160%).
    В 1977 году, в году с начала передислокации, сдано 4 комплекса ДЭУ-ДРП (лично я много раз бывал на этих объектах: в пустыне они смотрелись просто достойно!)...


    Военный городок ремонтной базы. Командир п/п Куцанов П.Е.Архара. 1979 год


    (Далее)          (Назад)


    Категория: Шерстюков В.В. Дороги строят люди .Часть 1 | Добавил: defaultNick (03.01.2012)
    Просмотров: 2793 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz