Примечание: для просмотра фото в натур. размере щелкните левой мышкой по нем.
Отец на строительстве автодороги Байкальск – Посольское …
Я хочу рассказать, как начиналась служба отца в дорожно–строительных бригадах, поделится некоторыми моментами, которые запомнились мне, школьнику. Началась она в Апреле 1971 года, по прибытии папы в г. Байкальск, к новому месту службы в 70-ю ОДСБр (в/ч 44243) на должность командира батальона в/ч 51583 («Промбаза»). Батальону предстояло сформировать и смонтировать вдоль будущей дороги (Байкальск - Посольское) асфальто–бетонные заводы, наладить производство и обеспечить выпуск асфальто–бетонной смеси для покрытия дорожного полотна.
Из Полтавы мама, и я с сестрой, приехали к новому месту службы папы, в конце лета того же года. В то лето природа показала свой норовистый характер. Дожди и теплая погода вызвали таяние снегов и ледников в горах. Потоки воды хлынули с вершин по рекам и речушкам и устремились к Байкалу, сметая все на своем пути. Повреждались отдельные участки железной дороги. Об этой стихии писалось в СМИ. Мы приехали к папе сразу, как только восстановили движение. Последствия наводнения видел уже своими глазами. По берегам рек, вернувшихся в свое привычное русло, виднелась покорёженная техника, завалы выкорчеванных деревьев, поваленные столбы электропередач. Такого бедствия не помнили местные старожилы. Большой урон нанесла стихия и дорожно–строительной бригаде. Папа говорил, что пострадало много техники, которая не подлежала восстановлению. Были случаи, что ее уносило в Байкал.
Первые месяцы мы жили в общежитии–бараке при воинской части, стоявшей рядом с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. Комбинату, собственно, и обязан своим рождением город Байкальск. Это вполне современный, но в миниатюре, городок. Дома 2-4 этажные, довольно хорошо спланированные с асфальтированными улицами. Имелся прекрасный Дом культуры, 2-е просторные школы, больничный комплекс. В ансамбль хорошо вписались не вырубленные при застройке деревья. Городок располагался на самом берегу Байкала. А с другой стороны – горы, покрытые лесом. Чуть дальше виднелись заснеженные вершины хребта Хамар–Дабан. Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось пять лет прожить в таком красивом месте.
Ближе к зиме мы переехали в 12-ти квартирный деревянный дом, строившийся для семей военнослужащих рядом со штабом 70-й бригады . Мы с сестрой отца дома видели не часто, он уезжал на службу – мы еще спали, возвращался – уже спали. Один из АБЗ находился в пос. Выдрино, что в 30-ти км от Байкальска. Туда папе приходилось ездить почти ежедневно. Иногда, если была возможность, он брал с собой и меня. Особенно запомнился проезд через Муринские горы (их еще называли Муринским перевалом). Это был наиболее сложный и опасный участок строящейся дороги. Он представлял собой узкую, ухабистую полоску, только начинавшую отвоёвываться у скал. С одной стороны – скалы, с другой – обрыв над железной дорогой, проходящей у самой кромки берега Байкала. Что бы разминуться двум машинам, приходилось искать «карман» - нишу в скале. Не скрою, в первый раз было жутковато! Но так интересно и познавательно! Я с нетерпением ожидал, когда еще предоставится возможность поехать с отцом. Кстати, мне это право нужно было еще заслужить.
Я наблюдал, как трудятся люди, работает дорожная техника, видел, что проезд становится все шире и ровней. Отец подробно рассказывал мне о дороге, виадуках, мостах, о трудностях которые приходится преодолевать строителям. На мои вопросы старался всегда отвечать обстоятельно, уже как взрослому. О том, что при прохождении трассы военные строители производили взрывы, в городе знали многие. Нам, мальчишкам, это было особенно интересно. Как–то, во время одной из поездок, отец поведал мне, что стоит за каждым таким взрывом. Ведь внизу проходила железная дорога с очень интенсивным движением. После взрыва рельсы засыпало грудами камней. Чтобы свести до минимума сбои в графике движения составов, для расчистки привлекалось много солдат. Действовать нужно было очень оперативно. Все работы согласовывались в разных ведомствах и на высоком уровне. Не всегда получалось так, как хотелось. Однажды даже случилась задержка поезда «Москва – Пекин ». Отец говорил, что момент возник напряженный.
Много позднее, уже в 80 - е годы, мне неоднократно приходилось проезжать по уже построенной дороге. И каждый раз меня охватывало чувство гордости за то, что в этих километрах асфальтовой ленты есть частица труда, нервов и души моих родителей. На несколько минут останавливался на самой высокой точке Муринского серпантина. Взору открывается замечательный вид на Байкал. В ясную погоду видны очертания гор на противоположном берегу. Многие останавливаются, чтобы полюбоваться прекрасной панорамой. Своим друзьям я рассказывал, как выглядели эти места до прихода военных строителей. Вспоминал слова отца, сказанные уже по завершению строительства трассы: « Видишь, сын, как здесь все изменилось, и изменилось на твоих глазах. Не забывай, какой это тяжкий труд сотен и сотен солдат и офицеров». И подчеркнул: «солдаты, вчерашние школьники, почти твои ровесники – а, ведь, все – таки, сделали замечательную дорогу!». Если маме не изменяет память, именно на этом участке, несли службу солдаты и офицеры батальона под командованием Строителева Н.И. Вспоминается еще один эпизод. В то время отец служил в Чите заместителем командира 70-й ОДСБр. Я уже учился в Иркутске и к родителям приезжал только в гости. Эпизод касается подрыва сопки на реке Араца 22 Июня 1979 года. Я видел эту сопку до взрыва - красивая, живописная. Видел и после. Мне кажется, что отец намеренно брал меня с собой в этот раз, ничего не говоря о самом событии. Лучше очевидца, непосредственного исполнителя, к тому же ответственного за выполнение этой роботы, не скажет никто. Ниже привожу фрагменты из дневников отца за 1979 год.
Как хорошо, что отец оставил после себя дневники, письма и стихи. Замечательно, что мама их сберегла и сохранила. Это же память! В папиных стихах говорится о разном: о природе, о быте, о работе, о войне. Но все же основная тема – Дорога и люди, которые ее строили. Вот 2 стихотворения, которые отец посвятил военным строителям – дорожникам.
С уважением, Солонин Сергей.
|