Воспоминания офицера - автомобилиста.подполковник Фидченко Владимир Николаевич
В
1963 году военкомом города Березники я был направлен в г. Челябинск для
поступления в Челябинское военное автомобильное училище (ЧВАУ).
Мой
выбор этого училища не случаен - я родился в семье автомобилистов: отец,
Николай Матвеевич, казак из станицы Зеренда (в 1938 году при призыве в
Красную Армию казаки на сходе получили коня и всю амуницию, в полку
выдали только кавалерийский карабин) работал шофером в гараже
Березниковского калийного комбината на УралЗиС-50, мать, Надежда
Александровна, водила автомобиль ГАЗ-АА. Познакомились они возле заводской
столовой в обеденный перерыв, подъехав туда на машинах. "Привет,
курносая!" - в ответ "Привет, курносый!"... и на всю жизнь. После моего рождения мама перешла работать на телефонную станцию БКК-1,
откуда и вышла на пенсию. Пацаном я много времени проводил в гараже, как
мог помогал отцу, шоферскую жизнь знал изнутри. Часто отец брал меня в
рейсы, иногда давал порулить. В 12 лет самостоятельно произвел разъезд
со встречным автомобилем. И это помню как сейчас. Сестра Нина, когда подросла,
водила троллейбус по городским улицам. Ее муж, Валера, развозил на
горном автобусе шахтеров от ствола к местам работы. К большому
сожалению, в шахту из реки Кама проникла вода, соль размывается, грунт
под городом садится, дома рушатся, железнодорожное сообщение прервано.
Трагедия . . .
Первый слева - отец Фидченко Н.М., с товарищами по
гаражу. Третий слева - Калашников Алексей
Сестра Нина - водитель
троллейбуса маршрут 4(к/т Мелодия - БКК1) город Березники Ее муж Валера - водитель подземного автобуса
Из воспоминаний офицеров на сайте
ОДСБр я вижу, что в строительстве автомобильных дорог принимали
непосредственное участие выпускники ЧВАУ. Приветствую В С Е Х !
Вы
уже, конечно, знаете, что наше училище ликвидировано согласно Приказа МО
РФ №990 от 20 июля 2010 года. 26 августа 2010 года состоялась
официальная церемония прощания со Знаменем Училища и закрытием ЧВВАКИУ.
Предлагаю
Вам это посмотреть по адресу: Яндекс. Видео - Закрытие Челябинского
автомобильного училища. Думаю - Вас это заинтересует.
Курсант ЧВАУ
Фидченко В.Н. На автодроме В 1966 году после окончания
Челябинского военного автомобильного училища получил назначение в ГУСС
МО СССР в 57 УИР в город Мирный Архангельской области. Волею Приказа мне
довелось принять непосредственное участие в строительстве
ракетно-космического полигона "Ангара". С этого года вся моя
дальнейшая жизнь была связана с эксплуатацией автотранспорта и
грузоперевозками, со строительством боевых ракетных полигонов и
автомобильных дорог в различных климатических и гидрогеологических
условиях.
Город ракетчиков, полигон и все, что с ними связано, было
скрыто завесой секретности. Об этом свидетельствовали полученные мной
документы с многочисленными спец. отметками, которые позволили преодолеть
по территории полигона десятки км, пройти проверку на трех КПП и
прибыть к месту дислокации автомобильного батальона в районе 122
площадки. Просторы, просторы ...
Немного о полигоне "АНГАРА".
Из докладной записки Г.К.Жукова в Президиум ЦК КПСС от 29 декабря
1956 года о проведении рекогносцировочных и изыскательских работ для
расположения стартовых станций ракет Р-7:
Совершенно секретно. Особой
важности. Особая папка.
В Президиум ЦК КПСС.
Докладываю: Министерством обороны
закончено проведение подробных рекогносцировочных и изыскательских работ
в районах Архангельска, утвержденных Постановлением Совета Министров
СССР от 19 июля 1955 года для расположения боевых стартовых станций
ракет Р-7 с дальностью стрельбы до 8000 км и специальным зарядом. ...Прошу утвердить следующие предложения
Министерства обороны: -построить в районе Архангельска в течении
1957-1959 г.г. боевую стартовую станцию для пуска ракет Р-7 в наземном
варианте с двумя стартовыми позициями с доведением в последующие годы
количества позиций до четырех... Г.
Жуков.
Стартовые комплексы размещали как можно дальше от южных границ
СССР, вдоль которых США строили свои базы ВВС, и как можно ближе к
территории вероятного противника, т.к. вес ГЧ ракеты свыше 5т и
дальность не более 8800 км. Ракета Р-7 - первая межконтинентальная
баллистическая ракета, созданная в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. В
мировую историю эта ракета вошла как первое транспортное средство, с
помощью которого Человечество вышло в Космос.
И этой ракете обязан
своему появлению самый северный в мире, единственный европейский и
первый Российский космодром - космодром "ПЛЕСЕЦК".
Строительство
объекта "АНГАРА" было возложено на 57 Управление инженерных работ (57
УИР). В этом УИРе, в
производственном отделе (1967-1968 г.г.) работала моя жена - Тамара Ивановна, занималась НОТ (научной организацией труда)
при строительстве шахт боевых ракетных стартовых комплексов и другими
вопросами.
Начальник 57
УИРа (1964-71 г.г.) генерал-майор Престенский Петр Захарович
Из воспоминаний военных строителей: "Больше всего
неприятностей при развертывании работ на объектах доставляли дороги,
вернее, их отсутствие. Известняк, особенно верхний слой разработки, из
которого отсыпалось полотно дорог, имел низкую прочность, раскисал и
терял несущую способность под воздействием чрезмерной влажности и
нагрузок от автотранспорта. А в весенний и осенний периоды пройти по
трассе даже в резиновых сапогах представляло определенную трудность.
Кроме того, на некоторых участках полотно медленно, но постоянно оседало
в раскисший грунт, образуя порой непроходимые лужи."
Автомобильный
батальон размещался на красивом сухом месте, на крутом берегу таежной
речки. Вокруг вековые сосны и ели, немного берез. А внутри этой
природной красоты - казармы и в отдалении автопарк. Зимой трескучие
морозы, глубокие снега, коротким северным летом мириады комаров и
мошки. Я был назначен зампотехом в транспортную роту. Считалось в те времена
большой удачей. Автомобили: Зил-157 - для перевозки личного состава соседнего
строительного батальона, самосвалы Зил-585, бортовые машины разных марок
в распоряжение СУ, гусеничные АТС-59, транспортеры ГТ-С, ЗИЛ 151
"ВАРЭМ" и личного состава 120 человек.
В роте, незадолго до моего
прибытия, произошла автокатастрофа: на одной из шахт случился прорыв
воды, гражданские шахтеры трое суток устраняли этот прорыв. С ними на
площадке дежурил водитель с бортовым автомобилем, оборудованным
скамейками и тентом. После устранения аварии на шахте, возвращаясь на
центральную площадку, водитель уснул за рулем, машина на повороте дороги
ушла прямо в болото и перевернулась. Погибли пять шахтеров и водитель.
Ротного - капитана (фронтовика) сняли с должности и отдали под суд
военного трибунала. Мне пришлось принимать (временно) роту, разбираться с
выделением автотранспорта, назначением ответственных за эксплуатацию
а/м и за режим работы водителей, оформлением финансовых документов,
заработком водителей и "ликвидацией " должников, приведением к норме
коэффициентов КТГ, КИП, КИГр, КИПр и решать многие другие вопросы.
Учеба в техническом училище, практический опыт работы токарем 4 разряда в
ремонтно-механическом цехе титаномагниевого комбината, знания,
полученные в военном автомобильном училище (в том числе работа на
главном конвейере Московского автозавода ЗИЛ) позволили быстро
освоиться в роте, в батальоне, организовать безаварийную 2-х сменную
работу водителей и вести ротное хозяйство.В этой "закалке" существенную
помощь мне оказали заместитель командира батальона по технической части
майор Ермаченко, заместитель командира батальона по политической части
майор Косов и другие офицеры.
3-я авторота проходит торжественным маршем Личный состав 3-й автороты с
исполнением строевой песни
Из ЧВАУ в этот
автобат получили назначение двое лейтенантов: я и Ушанов Ю. Его рота
находилась в другом месте и занималась подвозом дорожных плит.
На
полигоне автомобильные дороги проходили по болотистым местам. Довольно
часто выторфовка проводилась глубиной до 5-ти метров. Возим, возим
неделю песок ротой в две смены, а продвигались на 10-12 метров. Строители укладывали плиты, давали временный проезд. Через год после
усадки дорожного полотна производилась перекладка плит, выравнивание под
отметку основания, сварка дорожных плит между собой, заделка швов спец.
мастикой и получались длинные железобетонные нитки автомобильных
дорог. Но первоначально на полигоне планировалось строить дороги по
другому проекту, более экономному - так считала Москва: делать насыпь, а
по ней укладывать бетонные полоски по ширине шин. Много пришлось
руководству полигона доказывать непреложную истину, что прокладывание
времянок обойдется государству дороже, так как в будущем все равно
придется строить автомобильные дороги, способные выдерживать вес
МАЗ-535 с ракетной нагрузкой на борту. На следующий год самосвальный
парк роты по зимнику "выбросили" на 8-10 км вперед. Казарма уже стояла,
рядом жили строители. Приступили к отсыпке дорожного полотна в двух
направлениях "от себя". ГСМ для дорожной техники и автомобилей был
завезен с запасом. Летом продукты сбрасывали с вертолета, наелись сухой
картошки досыта. Кто вкушал сей продукт, знает "шо цэ такэ". К стартовым
позициям прокладывали кабель: строители копали траншею, мы подвозили
песок для подушки. Бывали случаи, когда самосвалы проваливались в
болото. При вытаскивании машины разрывали, по частям свозили в
ремонтную роту, где клепали новую раму, ремонтировали узлы и агрегаты,
собирали и отправляли обновленный автомобиль снова в "бой", укреплять
обороноспособность нашей Родины. Вот таким образом состоялось мое первое непосредственное участие в дорожном строительстве!
О полигоне смотрите видео по адресу: Россия. Космодром
"Северный". Союз-2 1Б. На www.youtube.com
Северный космодром. Ч
1/2. На video.yandex.ru Видео о космодроме Мирный.
Вокруг тайга и, соответственно,
возможность охоты. Поехал как-то на выходные в город Архангельск
покупать ружье. Нужной модели не оказалось. В универмаге купил
малогабаритный магнитофон "Весна-2", катушка на 180 метров. Знатное
событие для нашей таежной жизни того времени. В город Мирный ездили на
автобусе через три КПП. Магнитофон подсоединяли к бортовой сети 12в. И
вот при очередной поездке в г. Мирный на третьем КПП водитель дал
большую перегазовку и мой МАГ замолк. Товарищи подсказали, что
отремонтировать МАГ могут только ракетчики.Обратился к ним, они
проверили и подсказали, где искать запчасти. В тайге, на трассе полета
твердотопливных ракет. Иногда отдельные старты заканчивались на земле в
период испытания ракет. Сходил и нашел транзисторы П-214 и П-217.
Заменили вышедшие из строя детали и мой МАГ ожил. С тех пор использовал
только батарейки или блок из спец. АКБ 12в.
В 1968 году авторота передислоцирована в
Костромскую область под Красное-на-Волге. Болот нет. Грунтовые дороги в
нормальном состоянии. Получили новые Зил-ММЗ-555. Возим грунт, песок по
месту. Длинные рейсы в н.п. Плес за щебнем.
На строительстве боевого
района и автомобильной дороги Совместная
работа экскаватора и автомобиля в районе Красное-на-Волге. ЗИЛ - ММЗ 555
1969-71г.г. - строительство боевого района за г. Судиславль и на определенном участке
автомобильной дороги Судиславль - Галич. Снова болота, вместо дорог -
направления. Леса уже совершенно другие, да и болота пореже. Территорию
под городок и автопарк пришлось вначале осушать, потом строить казарму.
Автопарк отгрохали в соответствии с Наставлением по АТС для всего
батальона. Такой же автопарк я увидел в Ново-Павловке в автомобильном
батальоне подполковника Дорошенко В.Ф. Семьи жили в ДОСах населенного пункта Воронье, где
находился УНР подполковника Субботина Ю.В. До расположения части в
весеннюю распутицу ходили 4 км пешком в резиновых сапогах, основная
обувь в тех краях. Только командир соседней части ездил на тракторе
ДТ-75. Иногда цеплял прицеп и смелые забирались туда.
И вот однажды
наблюдаем картину: по такой дороге пробирается "Запорожец", застрянет в
луже, из машины выбирается крупных размеров женщина, за передок и задок
переставляет "броневичок" на сухое место вместе с водителем, садится в
машину и вперед до следующей большой лужи. Есть на Руси еще женщины! "
И коня...", " И машину...
На этой стройке БРК состоялось мое второе участие в дорожном строительстве! Но Боевой район достраивали и ставили на боевое
дежурство уже без меня. В 1971 году я вместе с семьей - жена и двое детей,
убыл в город Петровск - Забайкальский в 159 ОДСБр на строительство автодороги Иркутск - Чита.
Волею Судьбы и Приказа
через 20 лет вновь оказался в тех краях. Ракетные шахты взорваны,
боевой район ликвидирован. Как говорят, "сердце кровью обливалось и душа
стонала". В 1958 году Великобритания разместила на восточном побережье
ракеты "ТОР", нацеленные на Москву. Наш район был ответом. Больно было
осознавать это варварство, столько сил и средств, пота и здоровья
положено на это строительство. Почему не консервация?... Это были уже
времена М.Горбачева.
Забайкалье ... К нему относят Бурятию и
Забайкальский край."
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за
раскол. Землю да волю им дали ........................................ Так постепенно в полвека Вырос
огромный посад - Воля и труд человека Дивные дивы творят!"
Где ж та
деревня?" - Далеко. Имя ей : Тарбагатай. .................................. Страшная глушь, за
Байкалом...
А.Н.Некрасов
Сейчас довольно просто получить информацию о
Забайкалье в целом: расположение на карте России, геологическое строение
и полезные ископаемые, рельеф, климат, реки и озера, ландшафт,
транспортная инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство,
сопредельные территории и их характеристика. Вышел в Интернет - смотри,
читай, изучай. Мне довелось изучать эту информацию в приложении к военным
делам в Ленинградской Ордена В.И.Ленина Академии Тыла и Транспорта, где
в 1977 году защищал диплом на тему: "Дорожное обеспечение
наступательной операции . . ." Дорожная сеть соответствующих
территорий была изучена досконально, в расчетах присутствовала и наша
М-55. Нет секрета в том, что Генеральные штабы всех государств
заблаговременно изучают ТВД и принимают соответствующие меры. Особенно в
этом усердствуют США. Видно по их делам. Успешные ребята. С нашими не
сравнишь. С Грузией еле справились. А теперь вместе готовятся вступать в
НАТО.
Об этих краях написано много книг: романы "Даурия" и
"Отчий край" автор К.Ф.Седых, "Забайкальцы" и "Забайкальская старина"
автор В.И.Балябин, "Звонок в историю" автор Г.Р.Граубин, "Любовь шаманки" автор Н.Кузаков и т.д. В Ленинграде в "Букинисте" нашел книгу "Семейщина" -
о тех краях, откуда начиналось строительство нашего участка А/Д
Мухор-Шибирь - Глинка.
(Об этих краях смотрите Видео на RuTube Старообрядцы Семейские).
Главный диспетчер 159-й ОДСБр Офицер автослужбы
159-й ОДСБр.
На водительской конференции 159-й ОДСБр. Командный состав
автомобильного батальона в/ч 12619.
Командный состав Базы автотранспорта и
механизации. Район памятника военным автомобилистам ВОВ под Брянском. На
этом свои воспоминания заканчиваю. О строительстве А/Д в Забайкалье, об
участии в выполнении Интернационального долга в ДРА очень хорошо
написали все Товарищи. Большое, огромное спасибо нашему комбригу -
генерал-майору В.Д.Ковшову. Присоединяюсь ко всем воспоминаниям о нем.
Не оскудела Земля Русская своими Сыновьями!
Всем привет, здоровья,
семейного счастья и нормальных, долгих лет жизни! С уважением.
Фидченко
Владимир Николаевич. Ярославль. Март. 2012 год.
|