Вторник, 07.05.2024, 11:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Рокада ... [1]
Рокада ... [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Дорошенко В.Ф. » Рокада ...

    Дорошенко В.Ф. Рокада ... Часть 2.
    Воспоминания. Рокада. Часть 2-я.
        Дорошенко Виктор Фёдорович
              Забайкалье. Москва.

          В одно прекрасное утро в часть приехал комбриг Ковшов Владимир Дмитриевич. Высок, строен, лаконичен, он обладал зычным командирским голосом. Осмотрев расположение части, мы поехали на участки дороги, где подразделение капитана Егорова строило насыпь для полотна дороги. Комбриг остался доволен работой на выемках и других участках. Но без замечаний всё же не обошлось, нужно было устранить некоторые недостатки. Затем мы возвратились в часть - пообедали в солдатской столовой.

    Руководящий состав батальона после праздничного построения. май 1973г.

             Наблюдая за поведением этого человека, я впоследствии понял, что, к чему бы ни прикасался Владимир Дмитриевич, всё приобретало планетарный размах. Он ставил перед собой главную задачу, которая состояла в следующем: объединить и сосредоточить усилия личного состава бригады на неотложных и узловых проблемах, сдать автодорогу в срок. Он был твёрд в своём слове и неуклонно стремился к свой цели. Можно сказать, точен как полнолуние. И во время службы в Казахстане, в Сары-Шагане и других точках, на каждом, этапе своего жизненного пути он всегда чётко определял для себя приоритеты.

             Его цели были важны для страны, а мысли сразу находили своё воплощение. Благодаря его энергии и организаторским способностям, в работе дорожных частей происходили изменения: повысился объём земляных работ. Я пишу о нём как о человеке, отличавшемся категоричностью суждений и добрым нравом, способностью сближать людей. Он мотался по трассе днём и ночью, вникал буквально во всё: почему стоит экскаватор, какие запчасти ему необходимы, сколько самосвалов обслуживает данный участок, сколько отсыпано полотна дороги, сколько заасфальтировано, как поступают строительные и горюче-смазочные материалы и т.д.


    Командиры автобата и доржностроительного батальона Дорошенко В.Ф и Зданчук А.И.

             Можно задать вопрос, почему В.Д. Ковшов всю свою жизнь отдавал такой неистовой, всепоглощающей работе? Он не мог жить иначе. Смысл всей его службы заключался в непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, реализовать свои мысли и чувства. В этом исступлённом труде командира была огромная радость организатора - радость созидания, счастья творить для народа свой страны и Забайкалья -сдать участок дороги в отличном состоянии.

             Командир ремонтной части Юрченко Александр Семёнович также внёс свой вклад в успешное строительство дороги. Он сумел изыскать резервы в ремонте дорожных машин, которые часто выходили из строя, вгрызаясь в неприступные скальные породы» добывая грунт для отсыпки выемок и полотна дороги. Юрченко был молод, счастлив, напорист.. Это не только сильный характер, он чётко осознавал задачи, доставленные перед ним и всегда двигался к цели. Ещё одна характерная его черта: он обладал редким качеством чуткости и сердечности, хорошим чувством юмора и весёлым фонтанирующим темпераментом.

              Я часто ходил пешком, без машины, из ДОСа, размещенного в селе, через сопки и лес в часть. С каким внутренним волнением поднимался я на высокий склон сопки и слушал утреннюю неподвижную тишину, вдыхая острый смолистый запах. Здесь есть всё, что может быть на земном шаре. А о забайкальском воздухе я даже и не говорю. Это действительно нечто особенное. Насыщенный лесом, очищенный электрическими разрядами высот, он кажется неким целебным напитком. И не вдыхать его нужно, а пить, небольшими глотками, соблюдая, разумеется, осторожность, чтобы не вызвать с непривычки головную боль. Таким образом, я приходил в часть к шести часам на подъём личного состава и контролировал выполнение распорядка дня.

              В жизни каждого человека происходит порой что-то очень важное и значительное, а для окружающих это может остаться незаметным.

             Событие? Случай? Закономерность? Они становятся вехами на жизненном пути? И да и нет. Но именно от них мы начинаем новый отсчёт времени. Для нас случившееся — главное. Так было и в моей судьбе. За трудные и долгие годы ХХ-ого века:

                   - Война;

                   - оккупация;

                  - 1944 год, «последний военный призыв»;

                  - 17-ый отдельный артиллерийский полк

                  - 1945 год, конец войны; окружная школа орудийных мастеров.    

                     Город Вознесенск  (Николаевская область, УССР) Одесского военного округа;

                  - группа Советских войск в Германии, города Шверин и Магдебург.

                  - Одесский военный округ, город Николаев;

                  - Уральский военный округ, город Нижний Тагил;

                  - Сибирский военный округ, город Тюмень;

                  - Туркестанский военный округ. Байконур.

                  - Московский военный округ, город Кострома, посёлок Сусанино (Костромская область);

                  - Приволжский военный округ, город Йошкар-Ола;

                  - Забайкальский военный округ, город Петровск-Забайкальский.

        Вспоминается  песня,  сочинённая  военными строителями,  бардами  полигона Байконур:

                           Засыпают пески,

                           Ночью там холода,

                            Саксаул там растёт,

                         Привозная вода.

                           Тюра Там, Тюра там

                            Не забыть тебя нам.

           Как говорят, один переезд равнозначен двум пожарам. Хотя можно сказать, жизнь офицера во многом была типична для того времени. И всё равно нельзя рассказать обо всех переменах. Впрочем, я и не ставил перед собой эту цель. Я выбрал лишь основные, «поворотные» моменты в своей жизни.

            Это было время надежд. Темпы строительства нарастали. Время не ждёт! И чем ближе заветный срок, тем оживлённее стройка, тем шире размах работ. В результате трасса протянулась участками до самой Читы.

           Однако не всегда получалось работать слаженно, и поэтому темпы строительства были разные: то снижались, то увеличивались. Причин тому было много, но они все решались коллективом бригады. Ведь историю делают люди. И эти люди творили судьбу страны. Одним из них был В.Д. Ковшов. Он не имел себе равных в деле. Ведь знаменитые семь чудес света - ничто по сравнению с этим величайшим инженерным творением в Сибири.

          В.Д. Ковшов (а он прошёл и горнило Афганистана) показал себя человеком колким, ершистым, палец в рот не клади - откусит. Он очень много знает, эрудирован. Я сам не раз убеждался в его, поистине, безграничной осведомлённости в области экономики, политики и других отраслях знания. Трудно писать о человеке, с которым давно расстался, которого ты уважал и ценил как командира. Да, Владимир Дмитриевич относился к тем людям, в общении с которыми чувствуешь себя легко и просто. И общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда проходило интересно. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть. Но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он.

          Да, в нём было рыцарство, в этом сыне Донбасских степей. Он был строен, хорошо сложен. Поражало его умение отстаивать свою правоту, когда он говорил, глядя прямо в глаза и не отрекаясь от сказанного, не изменяя в бою. Это навсегда привязало меня к нему. Этот человек близок и дорог мне, взглядом, характером, добротой, сердечностью. Он всегда помогал людям. Его голос, иногда суровый, командирский, а иногда такой добрый, даже детский, улыбки, замечания, жесты, не заставляли нас сомневаться в его искренности и честности. С ним всегда было легко дружить, и от одного сознания, что он есть, становилось спокойнее.

         Как командир он всегда работал с горячностью, увлечённо, с головой погружаясь в свои замыслы о строительстве дороги. Ковшов поддерживал меня и питал энергией. Это великий человек!

        Но возвратимся назад. С появлением в Петровске-Забайкальском бригады судьба круто изменилась. Именно значение Транссиба и рокадной дороги для страны подхлёстывало активность строителей в придорожных городках и посёлках. Забурлила деловая жизнь. Дыхание чувствовалось во всём.

        Эти воспоминания и размышления ценны, прежде всего, тем, что человек чувствует корнями свою Родину. А для этого нужно иметь выстраданность, нужно пройти через определённые испытания, отказаться от неких благ.

       Быстротечное время. Незаметно летит оно, внося заметные перемены в нашу жизнь.

       Я невольно вновь  и вновь обдумываю события тех дней и прихожу к мысли, что Забайкалье — необыкновенный край и что строительство автомобильной дороги требовало и творческого подхода. Несомненно, Забайкалье очаровывает и манит.                                                                                              

    На склонах этого распадка воины-дорожники через 3 года построят прекрасную автодорогу с виадуками и мостами.

            А трасса уходила всё дальше, на восток. Местность гористая, сильно пересечённая. Ненадёжная почва, обрывистые склоны речных долин и ручьёв вынуждали нас делать высокие насыпи полотна дороги. Дорого нам стоило строительство таёжных участков, много сил и времени отнимала эта работа. Здесь, в тайге, военные строители впервые встретились с вечной мерзлотой. Земля, к удивлению многих, не оттаивала даже в июле. Замёрзший песок уподоблялся камню. Поэтому приходилось взрывать почву. Так росла магистраль. А строительство автодорог на нашем участке приближалось к завершению. На сотни километров через сопки и тайгу протянулась дорога, обходя деревеньки, посёлки, делая въезды и выезды из населённых пунктов.

           Опять приближается осень, и каждый день становится всё холоднее и холоднее, по ночам нередки заморозки. Природа Забайкалья долго не канителится. Климат здесь резко континентальный - времена года меняются быстро. Лиственницы» берёзы, осины желтеют, надевая свой осенний наряд. Эта игра красок смотрится особенно красиво.

          Весна. По долинам рек встречаются луговины с цветущими зелёными коврами. Забайкалье весной облачается в свои разноцветные наряды - в цветы. Их великое множество, они украшают землю на протяжении всего лета. Незабудки, ромашки, маки неповторимо красивы в скупом на краски Забайкалье. Когда смотришь на этот ситцевый наряд, невольно напрашивается сравнение с хорошо знакомым разнотравьем Подмосковья. Цветы похожие, привычные, но каких-то очень нежных тонов.

          Все сопки покрыты розовым цветом. Это зацвёл багульник — символ красоты и богатства Севера. Богатый запахами свежести аромат багульника и мха кружил голову, поднимал настроение.

               Лето в Забайкалье - это «фабрика кислорода», все растения здесь круглые сутки вырабатывают продукцию, которой нет цены. Солнце почти не заходит. Все жители - и мы в том числе — снова радовались хрупкому лету, желанному теплу.

               За годы службы судьба сводила меня с разными людьми. Сколько уроков жизни, сколько переживании, сколько чувств и мыслей. Чего за это время только не было, сколько интересных людей я повстречал на своём пути. И вновь всё оживает в памяти, снова и снова переживаю радость, что вижу лица друзей. Особенно на встречах с ветеранами дорожного строительства. Иные из тех, с кем я прожил бок о бок, отдали Родине чуть ли не пол жизни. Они совершили то, что должны были совершить.

              И разве мы думали тогда, кто виноват в развале СССР, в шоковых реформах, социальных бедах, катастрофическом обвале всей экономики и во многом другом. Необходимо понять, осмыслить то непростое время. Катастрофа тех лет лишила нас, меня, большой Родины - Советского Союза. Мы жили в климате, лишённом национальных распрей. Мы дышали воздухом огромной страны, готовящейся к выходу на новые горизонты. И мы остро пережили распад СССР. Но мы никогда не выходили за рамки корректности при решении поставленных задач. Мы всегда их неукоснительно выполняли.

             Я, мы, всегда соблюдали такт и чувство меры. И всё, что в рамках такта и чувства меры могло быть сделано, мы сделали. И нас, ветеранов, не в чем упрекнуть. Жизнь не останавливается. Сейчас возникают новые задачи, новые ситуации. Главное - идти вперёд. Нам, ветеранам, нужна правда, вся правда и ничего кроме правды. Правда нужна всем.

    Памятник воинам-дорожникам, построившим автодорогу Иркутск - Чита.

              Лучшая школа жизни для меня была армия. Всё мы, Ковшов В.Д., Некрасовский Л.М., Старцев А.П., Халитов А.У., Лучников И.В., Юрченко А.С., Лябин В.В. и другие, считаем, что забайкальский период нашей службы было потрясающим временем жизни, о чём мы никогда не пожалеем. Главное в службе то, что ты постоянно находишься в коллективе, а в нём столько разных взаимоотношений! Хочешь, не хочешь, а учиться их выстраивать нужно.

              Когда я уехал из Забайкалья, я, конечно, многое потерял. Ведь друзья у меня - только со службы. Новых друзей на гражданке уже приобрести сложно, знакомых - сколько угодно. К сожалению, с годами друзей становиться всё меньше. Я рад, что у меня ещё остаются друзья, которых я ценю и уважаю.

             Я считаю, что счастье - это когда перед собой ставишь цели и их достигаешь, без этого жить невозможно. Но важно соотносить свои возможности с поставленными целями и задачами.

    Разумеется, ни жизнь, ни история на этом не кончились. Да и кончается ли жизнь?


     Дорошенко Виктор Фёдорович.

    г. Москва

      11 апреля 2008 года.


    Категория: Рокада ... | Добавил: defaultNick (03.04.2011)
    Просмотров: 1061 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz