Четверг, 05.12.2024, 23:22

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Виталий, Смелого Сын. [1]
Афганские истории
Виталий, Смелого Сын. Продолжение. [1]
Виталий, Смелого Сын.Окончание.
Виталий, Смелого сын. Окончание. [1]
Комбриг раз [1]
О командире и учителе
Дорога длиною в жизнь [1]
Наш штришок на земном шарике
прапорщик Дима. [1]
Прапорщик Дима (Окончание) [1]
Повесть о настоящем прапорщике.
Мулла. [1]
Инициатива наказуема. [1]
Другу. [1]
Другу (Окончание). [1]
Дорожная рапсодия Часть 1 [1]
Дорожная рапсодия. Часть 2 [1]
Чаботько А.А. Рвение. [1]
По следам пожелтевших фотографий.
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи. [1]
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи (Продолжение). [1]
Воспоминания о службе в Афгане
Чаботько А.А. Цена ошибки. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Чаботько А.А. » Меньшенин Ю.М. Афганские случаи.

    Чаботько А.А. Письма Меньшенина Ю.М.

     Случаи в Афганистане от Меньшенина Ю.М.

        Предисловие.

             В моих небольших произведениях часто упоминается мой непосредственный начальник: заместитель командира 1720 отдельного батальона механизации дорожных работ по технической части майор Меньшенин Юрий Михайлович.
             О нем у меня остались самые светлые  воспоминания, несмотря на то, что за 1,5 года службы в Афганистане под его началом имели место и конфликтные ситуации. В моей памяти он навсегда останется офицером с большой буквы, специалистом высочайшей квалификации и эрудиции, начальником - интеллигентом, никогда не повышающим голоса на своих подчиненных, но умеющим добиться  выполнения поставленной им задачи.




             Будучи направленным из-за речки в командировку в Ленинград мне довелось побывать в гостях и у его семьи. После Афганистана мы дважды с ним встречались в Москве и Львове.

            Во Львове на сборах главных механиков строительных округов и флотов, начальников УНР механизации и баз автотранспорта и механизации, собранных со всего Союза,  Юрий Михайлович выступил с лекцией, которая произвела оглушительный эффект на слушателей.      
           Суть лекции заключалась в том, что в гидросистемах строительных машин должны использоваться чистые рабочие жидкости (РЖГ), исключающие (снижающие) износ сопряженных пар деталей гидросистем. Для этого при проведении технического обслуживания (ТО) должно использоваться специальное маслоочистительное и заправочное оборудование, а также лаборатории экспресс анализа. На основании научных изысканий Меньшенина Ю.М. службой главного механика военно-строительного комплекса были разработаны рекомендации по внедрению в специализированных управлениях механизации стационарных и передвижных постов ТО и ремонта машин с гидроприводом, что позволило в дальнейшем сэкономить сотни миллионов рублей, направляемых на ремонт данной техники. Это показательный пример единства науки и практики в решении сложных технических проблем.

            Более чем через 20 лет после последней нашей встречи мне удалось в интернете разыскать следы  Юрия Михайловича в Пожарно-спасательном колледже - "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей". Написал письмо директору колледжа следующего содержания:


                           Здравствуйте, уважаемый Юрий Александрович! Я разыскиваю своего бывшего начальника и сослуживца Меньшенина Юрия      
                           Михайловича. Он преподавал в ВИТУ, к.т.н.. Мне в интернете попалось на глаза расписание занятий с группой № 6 Вашего   
                           колледжа,  где Меньшенин Ю.М. проводит занятия по курсу Пожарная безопасность объектов и населенных пунктов. Прошу 
                          убедительно сообщить мне его контактные данные. С уважением, полковник в отставке Чаботько Алексей Анатольевич.

                    Через неделю в моем мобильном раздался такой знакомый мне и почти не изменившийся голос Юрия Михайловича. Завязалась между нами электронная переписка. Письма Меньшенина Ю.М. ко мне привожу без правки. Думаю, что они представляют 
         определенный интерес для читателя.   
    Чаботько А.А.
                                                                                            
     Письмо 1

              После нашей последней встречи в Москве прошло больше 20 лет. За это время я уволился, работал в небольших строительных "коллективах", в конце прошлого года решил вернуться в преподаватели и выбрал этот колледж. Открыли они новую специализацию - обслуживание и ремонт техники. Пока готовлю методическую литературу и провожу другую подготовительную работу, а "между делом" пару дней в неделю веду занятия по другой дисциплине.
            
               Мои дети взрослые, подарили нам по одной внучке (надеюсь пока по одной), живут самостоятельно. Из наших общих знакомых еще в ЛВВИСУ виделся с заочниками Дыниным и Ореховым, потом объявились Василенко, Попович,  Якубенко; только с последним сохранились контакты. Знаю о трагической гибели В. Губарева, но ничего не слышал о Юре Жовталюке.
            
              В бизнес ходить не пытался - не по мне, но на текущие проблемы меня хватило. Вот, собственно, и все. Жена передает привет; вспомнили с ней и Васильевку, и многое другое. Так что твоя весточка оказалась такой ностальгической, что ли.
            
             Поделись своими успехами, в которых я не сомневаюсь. Всего доброго Ю. Меньшенин. 
     
    Письмо 2

             В день очередной годовщины вывода наших войск из Афганистана вновь возвращаюсь к событиям тех дней. Конечно, вспоминаю "наши" истории, а сейчас конкретно об одной колонне под командой Юры Жовталюка.
           


     лейтенант Жовталюк Юрий и прапорщик Гаврилюк Василий.


            Лейтенант Жевталюк Юрий, возвращаясь из Союза с очередной партией строительных грузов и техники, они уже в начавшихся сумерках прошли поворот на Баграм и явно не успевали до темноты дойти до Кабула. Но, все мы знаем, как хочется поскорей добраться до "дома", то есть до своих, до части. И кто из нас не попадал в похожую ситуацию, уповая на везение или на всем известное "Бог не выдаст, свинья не съест"?  Полчаса-час и Кабул! В крайнем случае дотянем до ближайшего к Кабулу опорного пункта. Если дальше не пропустят, там и заночуем! Не дотянули...

               Из Юриного рассказа:

    «...идем на габаритах, малой скоростью. Я впереди на КрАЗе с трейлером. Прилегающая "зеленка" слилась с землей, но в небе еще есть слабые отблески света и дорога видна. Начинается длинный поворот и примерно посередине его дуги справа ударила очередь.
               Влипли! Но останавливаться нельзя, пока еще с одной точки бьют, надо уходить! Водила давит педаль, но с прицепом быстро не убежишь. Как там сзади? Секунды - вечность, а ствол "работает" уже не один! Но и мы не ждём, вроде УХОДИМ!
             
              Но тут опять справа по нам стрельба и почти сразу ощущаю – попали! Мотор, как споткнулся и это уже страшно. Неужели не уйдём? И тут же, волосы дыбом, впереди в нашу сторону вспыхивают фары! Значит, действительно влипли, как зайчиков перестреляют сейчас! Но что это, от фар трассеры не по нам, а по огневой точке справа. Узнаю силуэт БТРа, слава Богу - СВОИ!!!
            
              А БТР уже на ходу "загасил" ближнюю огневую точку, и не переставая вести огонь, летит нам навстречу, ПОВОРАЧИВАЯ башню на нас! В голове - не видит и через 2-3 секунды от нас точно останутся воспоминания. Голова работает, а тело как парализовало - ВСЁ понимаю, а сделать ничего не могу!
           
              Рассказываю долго, а эти секунды для нас - вся оставшаяся жизнь. И как в сказке - ствол КПВТ запнулся и заработал снова, когда БТР уже пролетал мимо, гася ожившую уже слева от нас огневую точку».

             А теперь, примерно в то же время, вот как выглядят эти события для общевойскового старлея, командира подразделения на опорном пункте. Извини, друг, не помню твою фамилию, но твой ПОСТУПОК буду помнить всегда! 

              ...Итак, вечереет, пешие и механизированные посты к обозначенному времени стягиваются на ночной отдых. С наступлением темноты движение по трассе запрещено и нахождение постов тоже. Опасно!
               Но старлей не первый день воюет и иногда позволяет себе нарушить приказ - выходит в темноте на трассу на "свободную охоту". Раз-другой это позволило предупредить закладку фугасов на обочине. Как-то потрепали группу "духов", внахалку двигавшихся "на колесах" по вверенному ему участку трассы. Да были и ещё эпизоды. Что-то и сегодня беспокоит, надо посмотреть.
                 
               Старший лейтенант оставляет за себя старшего на посту и с проверенным механиком-водителем выруливает на трассу и "на подводном выхлопе", без света крадется по дороге. Через некоторое время слышит, а потом и видит - началась стрельба. Ну, тут всё ясно, вперед, на помощь! Кто-то из наших попал в переделку! Первыми же очередями БТР загасил ближнюю огневую точку, перенес огонь на вторую, а тут  ожила ещё одна, по ту сторону дороги.
             
              На кого же гады так накинулись? Старлей разворачивает башню и толкает ногой замешкавшегося водилу - газу! При этом рефлекторно отпускает электроспуск, а когда снова начинает стрелять, замечает силуэты машин без огней. Ну, а потом просто - сопроводил  колонну до опорного пункта, доложил по команде и отдыхать! Теперь можно. До утра наверняка будет всё спокойно. Вот так, это - НАШИ ребята! Как я прожил эти часы - в следующий раз. Ю.М.

    Письмо 3.

                 Хочу продолжить о том, что помню в связи с эпизодом обстрела колонны Ю. Жовталюка. До нас сообщение о нападении на колонну дошло ближе к ночи через цепочку разного рода дежурных, искаженное плохой связью и
    недобросовестностью принимающих - передающих.
                После нескольких неудачных попыток узнать истинную ситуацию я рванул на пункт связи 108мсд (в то время мы базировались совсем рядом) и через их радио дежурный вышел на опорный пункт. Там подтвердили факт нападения, назвали Юру и, главное, что потерь среди личного состава нет. Когда я спросил, далеко ли до них, дежурный понял и предупредил, что дальше границы города меня не выпустят свои же и лучше ждать утра.
            
               Не знаю почему, но я так себя  "завел", что о сне не было и мыслей. Дал команду заготовить сухой паёк и чай для авральной группы и с первыми лучами - по коням! Пошли с тягачём, МТО (мастерская технического обслуживания) Н.Попова и парой запасных водил. Как не спешили, но на трассе мы были не самыми первыми.
              И вот она - наша небольшая колонна. Все машины у опорного пункта, а поврежденный КрАЗ с трейлером от места нападения ушёл недалеко. Внешних повреждений немного. Прошу "крутануть" двигатель стартером и почти сразу машу - глуши! Стук очевиден, хорошо, если только вкладыши и вал! Осматриваем блок - нет повреждений! Крылья, капот - не в счет! Лезем под машину, где явно видны на грунте "пунктиры" маслопотерь по ходу автомобиля. Теперь ясно, пробит картер. Но пулевое отверстие очень высоко и в картере точно больше половины положенного количества масла. Ладно, разберёмся дома. Оставляю Колю Попова "рулить" по замене тягача, ищу старлея.
             
              У парня уже вовсю раскручивается очередной многохлопотный день и мы едва находим пяток минут поговорить "за жизнь", договорившись о следующем рандеву.Оставив для его "орлов" нехитрые традиционные, но всегда принимаемые на ура, сигареты, консервы, хлеб, выстраиваю колонну и идём домой.
     
              До вечера этого же дня мы знали, что пуля (одна, но каков случай!), пробив картер, попадает точно (!) в центр маслоприёмника, пробивает его и оставляет свой стальной сердечник внутри; из-за своих размеров он не был втянут в масляный канал. Но томпак, наружная оболочка из омеднённого сплава, рассыпался и немедленно был втянут потоком масла к подшипникам коленчатого вала. Первый же канал и пара следующих в меньшей степени оказались забиты, и работая всухую - расплавились, задирая шейки коленвала. Хорошо, что не успел пострадать блок двигателя.

             Но если бы это было нужно для сохранения жизни ребят - железо не в счёт! И ещё об этом "странном" попадании; мы долго не могли понять траекторию пули. На её пути однозначно стояла резина колеса.После многократных экспериментов консилиум технарей определил, что такая траектория возможна только при попадании пули между гребнями протектора (высота почти 3 см) и небольшому рикошету от них.  Вот такие "чудеса в решете" явил нам
    Господин Случай на этот раз и мы, в общем, за это ему благодарны.

             А со старлеем мы ещё встретились и если будет время, расскажу о наиболее поразившем меня эпизоде в его непростых боевых буднях. Прости, парень, ещё раз, что не запомнил твою фамилию и дай Бог, чтобы у тебя всё было хорошо! Ю.М.

    Письмо 4.

            Приветствую, Алексей  Анатольевич!
     Решил-таки написать об эпизоде из боевых будней старлея - «ангела-хранителя" колонны Ю. Жовталюка. Неудобно обращаться к нему обезличенно; назову его, скажем, Сергеем. Я не забыл об уговоре, встретились мы снова на "его" территории и я лишний раз убедился, насколько беспокойна и хлопотна его служба на трассе.

            Постоянная информация отвлекала меня на необходимость отреагировать и я даже решил закончить свои дела у саперов при повороте на Баграм, но твердо определился хоть к вечеру, но "посидеть" со старлеем в относительно спокойной обстановке. В итоге так и вышло.
           Заруливаем на обратном пути на блок и получаем информацию, что Сергей движется со стороны Кабула к нам. Встретились, "посидели", поговорили и услышал я от него вот какую историю:

          «...очередное патрулирование трассы, кишлаков на ней. Пыль, зной, изредка арык, где можно сполоснуть лицо и шею. Броня обжигает даже сквозь обмундирование. Всё как обычно. Очередной кишлак с непременным базарчиком, довольно много афганцев что-то оживленно обсуждают перед лавчонкой. Сейчас разберемся, что за "базар".
         Только вначале смахнём пот с лица, здесь совсем рядом относительно чистый арычок, почти в 10-15 метрах от базарной площади. Не знал Сергей, что не зря колготятся афганцы. Расслабился - ведь всё как всегда!
          А пока они втроём по очереди наслаждались тёплой мутноватой водой, посланец "духов" в толпе призывал к расправе над "неверными". И заявил, что лично покажет, как это надо делать. Умытый Сергей с напарником уже
    пошли к толпе, а третий заканчивал плескать на лицо и шею такую желанную в афганский зной воду.
         Разминувшись с "духом, не почувствовал Сергей опасности, а вражина уже, выхватывая из-под халата топор, оказался за спиной того, третьего, только начавшего распрямляться солдата. Страховавший спину командира солдат инстинктивно оглянулся на разминувшегося с ними афганца и за следующие доли секунды успел лишь дико вскрикнуть, увидев взметнувшийся над головой товарища топор...
         Этих долей хватило лишь на то, чтобы тот - свой, рефлекторно отстраняясь и поворачиваясь на крик, этим движением не позволил лезвию достать затылок. Страшный удар пришелся на правую часть головы и оказался частично скользящим...
         Оцепенение и ужас Сергея с напарником позволили нападавшему броситься в толпу и попытаться проскочить мимо застывших в шоке единоверцев к глинобитным строениям и дувалу.

         Всё это произошло так быстро, что Сергей, бросившись к раненому, с тоской понимал - уйдёт ГАД, не успеют ребята! Но боевой опыт страховки товарищей сработал; в "бронике" всегда следят за ситуацией со "спешившимися"! И сразу же после крика стрелок начал поворачивать башню за беглецом, сопровождая его в пулеметном прицеле. И как только тот отделился от толпы, ударила очередь... 
        
         На время рассказа раненый был уже в Ташкентском госпитале, рана тяжелая и никаких прогнозов. Конечно, все мы хотели желать парню выздоровления, но продолжения я не знаю. Через некоторое время на блоке был уже другой "хозяин", и где и как продолжил службу "Сергей", мне знать было уже не дано.

          Много чего происходило с нами там незапланированного: Афган переваривал всякого по-своему. Моя память хоть и пострадала там несколько, но сохранила множество различных эпизодов. И ты, Алексей, первый, кому я некоторые из них рассказываю. Если не надоел, буду иногда этим делиться. Захочешь добавить в общую Книгу памяти - делай. Мою личность упоминать при этом не обязательно, ведь я просто свидетель происходившего и нас там было тьма, ты знаешь.    
          До свидания и с наступающим праздником для настоящих мужчин! С уважением, Ю.М.

    Письмо 5 .

          Алексей Анатольевич, более-менее пригодных фотографий набралось немного. Это и знакомые Вам лица, и не очень Те, что не "очень"- зафиксированы в Самарканде, куда меня командировали для подготовки новобранцев перед отправкой "за речку" Запрещено ведь было отправлять тех, кто не служил, вот и решили (в ТуркВО, думаю), как "выйти из положения".

          Короче, получил приказ возглавить учебное подразделение с местом временной дислокации в Самарканде, на территории одного военно-строительного отряда. Добавили в штат несколько офицеров и прапорщиков из нашей же бригады (по принципу - с бору по сосенке), которые в общем-то со своими обязанностями справились нормально.     
          Организовали не только курс молодого бойца, но и минимально возможное по срокам обучение на Самаркандских автобазах по вождению и обслуживанию автомобилей. Покрутиться пришлось прилично, ведь кроме размещения всё остальное на нас.

          После окончания обучения ребят самолётом ИЛ-76 отправили с офицерами и прапорщиками в Баграм, а я получил 3 дня на отдых и отправку жены (прилетела на 10 дней к концу командировки). Уже в Ташкенте офицер отдела боевой подготовки "поздравил" меня, сообщив по секрету, что меня хотят оставить у них и не понимал, почему я не оценил оказанную "честь". И только когда я взмолился (Чего плохого я сделал?) понял, что не шучу. Говорит, придёт приказ - поедешь! Пришлось просить аудиенцию у его непосредственного начальника (полковника Ершова, кажется) и объяснять, просить..

           Тот понял, однако, нормально и сделал по-моему, хотя и признался, что это его "работа" по результатам моей "деятельности" в Самарканде. Вот уж где я убедился, насколько бывает верна поговорка насчёт благих намерений...          

          Однако, заболтался я, надо отправлять внучку домой к родителям. Вот сейчас загрузим фотографии для дяди
    Лёши и поедем! Доброго вечера!  Ю.М. и Ася.

       
                                                                                                                                                                                                                                                                                    
       Самарканд
    Присяга - на заднем плане родители солдат.
    Экскурсия по городу.
     ВИТУ- мехфак.
     
    Преподаватели: стоят Б. Прудаев, Н. Петрюк, А. Янковский;
    сидят  Ю. Меньшенин, С. Смирнов, В. Кремер, Н. Герасимов.
    Санкт-Петербург.  2000 год



    Письмо 6

    Добрый вечер, Алексей Анатольевич!
          В разных делах не сразу выбрал время для очередного письма, но случайно наткнулся на свою полевую сумку, ещё "ту", и вспомнил, что в ней оставалась в стопке бумаги для записей "карта", по которой я с колонной строительной техники двигался до Кабула. Эта копия с маршрута, пройденного офицерами автослужбы бригады - единственный путеводитель в том переходе. Снял её, похоже, Виталий Губарев.     
          Ну, как тут не вспомнить известный анекдот про полёты лётчиков по пачке "Беломора"? Всё как в жизни! (А может и там был свой прототип?)





    Письмо 7

    Добрый день, Алексей Анатольевич!
    Прочитал письмо вчера и задумался - слишком уж положительно я показан! Воспользуюсь твоим предложением и кое-что уточню.     
             Во-первых, я не всегда был сдержан в отношениях как с подчинёнными, так и с начальниками. Правда, несдержанность эта проявлялась тогда, когда "оппонент" нагло не исполнял свои служебные обязанности, либо безосновательно хамил. Я мог понять всё, кроме этого. И мог извиниться за горячность, не копил злость и не делал пакостей для получения выгоды. Но, повторяю, приходилось поступать жёстко. И хорошо, что это случалось действительно редко.
             Во-вторых, степень оценки моего выступления на сборах во Львове неплохо понизить как минимум на порядок. Главная оценка - принято "на вооружение"!
            В-третьих, я не довёл своё увлечение гидроприводом до защиты диссертации. Не буду объяснять, почему и отчего. Это не самое важное в моём "ВИТУшном" периоде службы. Главное, должность старшего преподавателя позволила реализовать в учебном процессе опыт механика-практика, и я точно знаю, что это пригодилось нашим выпускникам. Многие из них превзошли учителей и в научном росте. Только к.т.н. более десятка. Есть даже д.т.н. В.Фёдоров.
            
     Случайно или нет, но твоя поправка  моего «Кольки» на "Колю", предпочтительна (хотя я повторил услышанное из чужих уст).
         
             Это было весной 1981г. в Кабуле. С "подачи" замполита мы отправились "контачить" с подразделением десантников, охраняющих резиденцию Бабрака Кармаля. Нас заранее предупредили о невозможности фотографирования и попытках отклонения от "маршрута" внутри "объекта". Мы быстренько были проведены к месту сбора, где в этот день оказалась довольно большая компания.
             Традиционный стол уже вовсю был облегчен от нагрузки, тут и там идёт оживлённая беседа. Я потихоньку перемещаюсь от одной группы к другой, слушаю то воспоминания четы советников о пережитом в дни штурма дворца Амина и других правительственных учреждений, то рассказы этих самых штурмующих, из первых уст.
             Запомнилась обида одного старлея (смотри, какое популярное звание среди наших "афганцев"!) на своё начальство и особый отдел. При штурме различных учреждений группы десантников имели указание не только о том, какие учреждения брать, но и о том, кого при этом брать совсем не желательно. Так этот старлей "отличился" дважды: взял какого-то министра ну совсем не дружественного режиму, а в министерстве финансов заставил подчинённых собрать рассыпанную наличность, которой набралось с большой джутовый мешок. Мешок сдал по команде, а через несколько дней был с пристрастием допрошен своими же особистами. Откуда-то просочилась информация, что мешок был якобы не один, ну и далее понятно...  Говорит, до сих пор "под колпаком", и обыскивали, и стращали, и уговаривали - отдай и всё тут! А он говорит, знал бы, что так случиться, сделал бы по-другому! Но ведь взять тогда и в голову не пришло! Зачем эти "фантики", если они знали "приказ"- после Кабула без промедления вперёд, вплоть до Красного моря! Теперь ясно, что "деза" эта была продуманной, но кто знал?   
             Упросил я провожатого хоть краем глаза взглянуть на резиденцию. Вот тут и услышал, что Коля Бобров сегодня с прогулкой припозднился и вы там повнимательнее будьте, не светитесь! Мою догадку с улыбкой подтвердили - да, чтобы случайно не проболтаться о том, кого охраняем, шифруем его созвучным русским именем. Во внутреннем дворе меня поразила крепостная стена с зубцами точной копией кремлёвских стен! Правда высота ее была всего метра два.
            Подойти ближе, конечно, не разрешили. Беглый осмотр при постоянном поторапливании раздражал и я уже пожалел было об "экскурсии", как вдруг мы увидели на фоне "кремлёвской" стены вышедшего откуда-то человека. Он не спешил, явно наслаждаясь этим, а я не верил себе - в 10-15 метрах от нас остановился Бабрак Кармаль - Бобров Коля....
           Мы замерли на месте, а он, заметив нас, приветливо поднял руку и помахал ею. Конечно, мы ответили тем же, хотя в ту же минуту были "вежливо" выдавлены гостеприимными сопровождающими в ближайший закоулок. Вот так и состоялось моё шапочное знакомство с Колей Бобровым.
          Через день - два я специально проехал мимо его резиденции и сфотографировал въезд. Он виден на одной из фотографий, которые я тебе послал. До связи, уважаемый шурави,  Алексей Анатольевич! С наилучшими пожеланиями - Ю.М.



    Это Королевский дворец Арк,

    служивший резиденцией главам государства и республиканского периода истории страны. Официальное местопребывание
     М. Дауда (1973-78, убит в нём 27 апр. 1978), Н. М. Тараки (1978-79), Х. Амина (1979). Б. Кармаля (1980-86), тов. Наджипа (он же Наджибулла, 1986-92),
    с 2002 резиденция Х. Карзая.



    Письмо 8

    Добрый вечер, Алексей Анатольевич!
          Начались школьные каникулы и количество свободного времени подсократилось. Есть даже некоторая "конкуренция" за место перед ноутбуком - продвинутая внучка решает свои "проблемы" на электронном уровне, ведь свой она при поездке к нам с собой не берет.... Ну да ладно, ворчу для вида, а так она для нас персона очень grata"!

    Теперь снова в прошлое....
           Лето 1981-го, Кабул, зной .... Колонна топливозаправщиков (ТЗ) в ожидании разгрузки привезенного из Союза топлива распределена по секторам в зависимости от вида горючего. Слив идёт в мягкие прорезиненные ёмкости, лежащие прямо на грунте, как пустые конверты. По мере наполнения "конверты" разбухают, напоминая огромные грелки вместимостью в десятки м3. Душно, металл обжигает тела сквозь х/б при случайном касании, но работа не прекращается. Иногда случаются мелкие неприятности: потёк рукав, лопнул сальник, неудачный маневр мешает товарищу протиснуть машину к нужной ёмкости. Мелочь? Нет, всё чревато! И ротный всегда начеку, должен всё видеть и вовремя вмешаться.

          Но и он не мог предвидеть, что нелепый маневр молодого водителя закончился тем, что глушитель его ТЗ зацепил и порвал мягкую ёмкость. И тут как тут нелепая искра то ли от отскочившего камешка, то ли из негерметичного глушителя - полыхнул огонь. А топливо из ёмкости не остановишь и огонь не уговоришь! Уже и паника небольшая началась. Топливо растекается, горит. Водители торопливо откидывают сливные рукава,  закрывают вентили, отгоняют заправщики как можно дальше. Это те, кто стоит подальше.
        
         А ближние к очагу два топливозаправщика уже облизывает пламя! Нет, один всё же уходит, расплёскивая огонь из под колёс и волочащегося за ним следом сливного рукава. Молодец сержант, - фиксирует мозг ротного,  кинувшегося в сторону ЧП, - а молодой солдат, похоже, растерялся, испугавшись огня? Но ведь если загорится заправщик, возможен взрыв! Ёмкость частично пуста, а это ещё опасней. Пары топлива с воздухом как хорошая бомба! Дверца кабины открыта, там никого нет, но можно попытаться!
        Как он (ротный) бежал, разбрызгивая огонь в стороны и на себя, потом, ёжась от увиденного, вспоминали очевидцы.Не сразу, дёргаясь на горящих  скатах, ТЗ выполз из огненной ловушки...

         Я возвращался из Баграма  и поворачивая в Тёплый Стан, увидел чёрный дым, пару "грачей"(СУ-27)  на бреющем полете в районе склада ГСМ и подумал, что склад обстреляли "духи". По пути в часть у отделения госпиталя увидел поспешно отъезжающие "таблетки" (санитарные машины передовой) и решил узнать, что случилось. Пока припарковались, пока расспрашивал, прошло минут 10-15. Увидел возвращающуюся санитарную машину, в которой стоял (!)полуголый человек. Когда машина остановилась, доктор вроде попытался помочь стоящему выйти, но так и не коснулся его. Уже понятно, что это был пострадавший. Так они и шли к перевязочной палатке рядом и военврач якобы поддерживал его, но боялся дотронуться....
      
         Обгорелые волосы, из одежды  остатки (прости за подробности) трусов, на ногах сапоги. Ожоги видны и не специалисту .... Теперь понятно, почему стоя и почему доктор придерживал, не прикасаясь... Он шёл и смотрел сквозь нас отстранённым взглядом, в котором была только БОЛЬ! И все, мимо кого он проходил, стали снимать головные уборы ... и я снял ...
        Позже от своих знакомых врачей я узнал некоторые из описанных выше подробностей, которые рассказывал сам ротный врачу по дороге в госпиталь, чтобы не стонать от боли. На мой вопрос: А как...? – медики ответили, что сразу самолётом отправили в Ташкент, но ты же понимаешь, что там больше 80% ожогов, несовместимых..., я понимаю....
      
        И ещё про мужество. На пожаре работали и пожарные-афганцы. Очевидцы с удивлением и уважением вспоминали, как они с небогатым своим оснащением кидались чуть ли не в огонь, лопатами отводили горящие потоки топлива в низинки и забрасывали землей...

       Не знаю, Алексей, правильно ли я делаю, что невольно погружаю тебя снова в это. Можно было ограничиться Димиными похождениями, да вот не удержался. Повторюсь, ты первый, кому я так много рассказываю. Скорей всего, твои афганские (и не только) воспоминания спровоцировали! До связи - Ю.М.



    Письмо 9:


    "Для "разнообразия" расскажу о некоторых первых впечатлениях от Кабула, точнее, от кабульцев.

              Итак, первые дни и одна из первых встреч с бывшими соотечественниками. Очередная поездка в штаб бригады, очередная встреча с живописной жизнью кабульских улиц... Смесь Европы и Востока в одеждах, укладах,темпераменте общения... Стараюсь увидеть, услышать, понять, как и чем живут эти люди.

             А на одном из перекрёстков, притормозив, обращаем внимание на группку явно не восточного вида парней, которые машут нам и кричат.. по-русски! Подвох? На всякий случай держусь настороже, а ребята (молодёжь, нет и 20) смеясь, на чистейшем русском интересуются, откуда я?  Говорю, а вы кто такие? А сам прикидываю, похоже - армяне. Но как и почему?



             А они говорят: "Подвезите до университета, мы студенты, по дороге и поговорим!"  Ехали мы на ЗИЛ-130, я и двое солдат. Им говорю: "Присматривайте за нами" - сам в кузов и парням - ходи сюда! Разместились, покатили... Ну, говорю. открывайте секрет.
            По выговору ясно, что русский ваш явно не университетского уровня! Рассказали, что попали сюда из Армении с родителями, но о причинах переселения начали 'мылить". Ну да бог с ними! О жизни и учебе своей говорили более охотно и, в основном, позитивно. И всё же без упоминания о Союзе не удержались, а при словах о Ленинграде переглянулись и заметно погрустнели. Оказалось, один был там давно и проездом, другому повезло больше, а остальные просто слышали от знакомых, но всех этот город притягивал даже отсюда....
           Доехали,попрощались, а грустинка разделилась: кому - Армения и Ереван, кому - Россия и Ленинград....Когда увидимся, Родина?



           И снова тот же маршрут, но неделями позже. А потому разнообразия ради петляем параллельными, криволинейными, но в нужном направлении улицами. Замечаю впереди приличную почти рощицу, а рядом - не показалось, точно пахарь!
          Приблизились, тормознули, а у меня аж дыхание перехватило; натурально - картинка из учебника младших классов об истории Руси. Здесь,как и там, босоногий полуголый крестьянин в грубых портках ниже колен пашет на паре быков ДЕРЕВЯННОЙ сохой...
           И это почти в центре Кабула! Правда, при повороте сохи в конце борозды оказалось, что наконечник сохи имеет небольшой металлический лемех, но всё остальное... И фотоаппарата нет с собой! Разве думал когда, что увижу ожившую картинку из детства?

         Направляясь к обрабатываемому клочку земли, краем глаза отмечаю движение чуть впереди и сбоку. Из затенённого проулка поспешает "шурави", а за ним явно обозначаются контуры блокпоста под масксетью.
         Чего ради здесь это?  В коротком диалоге между слов проскальзывает намёк на охрану этого оазиса, как владения некоего бонзы, или что - то в этом роде.
        Мой интерес пресекает отрезвляющая информация о предшественнике этого пахаря, который, якобы умаявшись на жаре, с "ведром" поковылял к воде рядом с постом. И не дошёл до поста совсем  немного, когда "ведро" разнесло на куски  его и зацепило ребят.  Вот такие"пахари" случаются ныне в Кабуле... А я почти поверил в эту "сказку из детства...."

    Письмо 10.

            Добрый вечер, Алексей Анатольевич!
     Появилось некоторое количество свободного времени, и я решил написать об эпизоде с "дружественным танком".Мне приглянулись для парка контейнеры "АФСОТРА" (Афгано-Советское автотранспортное предприятие). Морские международные контейнеры, отделанные изнутри великолепным пластиком, имели распашные ворота с хорошими запорами и представляли в полевых условиях надежные помещения для хранения технического имущества. 

           У замполита батальона в «АФСОТРЕ» уже был контакт и мы решили организовать "обмен по интересам". Приехали, беседуем с нашим советником, но разговор неожиданно прерывает вошедший афганский переводчик.Извинился, конечно, но настоятельно кладёт исписанный лист и что-то тихо нашёптывает советнику. А тот в ответ отводит переводчика в сторону,  недовольно и резко ему выговаривает и выпроваживает вместе с поданным листом. 
          На наш немой вопрос не очень охотно объясняет ситуацию: один грузовик вернулся из рейса сильно повреждённым, ремонт не дёшев, а виноват в этом танк «шурави», столкнувший автомобиль с дороги. Похоже на правду, но как выйти достойно из ситуации? Да и конфликт с военным советником ему не нужен; мало того, что не найти виновного, так ещё и политический аспект «нарисовывается»! 
          Советник «АФСОТРА» подумал-подумал и вышел на пару минут. Когда он вернулся, никто уже не помешал нам успешно закончить "переговоры". А когда мы уже откланивались, снова вошёл переводчик и с улыбкой подал исписанный лист. Мы переглянулись и остались по знаку советника. А тот закрыл за вышедшим афганцем дверь и подмигнул нам, говоря: "Вот так-то лучше будет!" И, не дожидаясь вопроса, зачитал объяснение водителя грузовика и его помощника-ученика. 
          Там говорилось, что в тесном распадке они неожиданно увидели выехавший из-за скалы "дружественный танк", а тот из-за пыли и тесноты не смог беспрепятственно разминуться с машиной. Советник улыбался - нашлись подходящие слова и списание расходов на ремонт не вопрос!
    Ведь дружественный танк мог только ненароком зацепить, на это даже обижаться не стоит!
          P.S. Сейчас это вызывает улыбку, а тогда я про себя крыл этих "дружественных танкистов". Хорошо, что всё закончилось относительно благополучно. В.Василенко усиленно готовится к поездке, разыскивает в Санкт-Петербурге местных "шурави" и обещает "отчитаться" о встрече ветеранов бригады в Москве. Пока. С уважением - Ю.М.

    Письмо 11.

           Сочувствую организатору, но это же "классика" - инициатива наказуема... 

             Извини, Алексей Анатольевич, за мрачный юмор, постараюсь немного отвлечь...Жара в Кабуле. Мы (я, замполит и начштаба батальона) возвращаемся после очередной планёрки в Тёплый Стан. В очередной раз крутим "огородами", чтобы посмотреть разные места города.        
             Проглотили холодной "Фанты", но этого хватило ненадолго. Решили сократить дорогу и пылим просёлком-окраиной. И вдруг видим на обочине горку приличных арбузов и рядом колоритно раздетого старика и мелкого мальчугана. Поколебались (чего бы здесь торговать?), но  подъехали, вышли, осмотрелись. Всё спокойно, даёшь арбуз! Кто-то сомневается, может это кормовой арбуз, уж больно велики плоды, да и постучать по нему не лишне! Всё же присматриваем один, но как узнать стоимость? 

            Смеёмся, мол, в магазине бы точно обвесили, а здесь разве что на руках покачать? Начальник штаба В. Грабарчук так и делает. Старик-продавец вдруг оживился и с гортанным "CONTROL" перехватывает арбуз, опускает его на землю и достаёт из-под тряпок подобие безмена в виде кривой палки с привязанными по её концам джутовыми верёвками. Он кладёт на них плоские деревянные тарелки и торжествующе показывает нам, повторяя слово "CONTROL"!? Какой на фиг "GONTROL", смеёмся мы, ты ещё и гири из ослиных «какашек» покажи! 
            Он, похоже, уловил недоверие и ... берёт из лежавшей рядом кучки камней один и торжествующе кладет на «весы». Затем на вторую тарелку - арбуз, перехватывает палку на глазок посередине ещё одной верёвкой и поднимает до уровня глаз. Мы «посрамлены» - это видно по его довольному лицу!
    На этом снимке уже не безмен, но еще не весы ... А продажа дров на вес для Забайкальцев сама по себе была дикостью.

           С трудом сдерживая распирающий нас смех, уточняем цену, расслабленные ситуацией... и через секунду-другую дёрнулись от ужаса, блеснувшего перед глазами лезвия клинка. В долю секунды понимаю, что не успею увернуться от удара, если первым буду я! А дальше только фиксирую глазами три коротких точных удара ножом по ... А Р Б У З У и ещё один - аккуратный накол на лезвие и плавное извлечение  (CONTROL !) тёмно-бордового сочного арбузного куска клином.Не знаю, понял ли афганец, какой эффектный трюк он нам показал, но изменился в лице и жестом приказал мальчугану отнести арбуз к машине.

           Попрощались мы сдержанно, потихоньку сунули мальчугану монетку в пол-афгани и «попылили» домой. Арбуза уже не хотелось, а "CONTROL" нам надолго запомнился.

         Желаю достойно завершить подготовку к встрече и не "потерять лицо" на своей работе!   
    Всего доброго - Ю.М.

    Письмо 12.

           С очередной годовщиной, Алексей Анатольевич! 

           Хочу в этот день рассказать о парне, отдельные эпизоды из афганской службы которого, стали известны мне буквально на вторые сутки движения нашей колонны строительной техники из Термеза в Кабул.В тот день мы проходили небольшой перевал  Мирза-Атбили, на котором отказали тормоза у автогрейдера Д-557, буксировавшего мастерскую ДПРМ-2. 
          Пострадали двое, надо было срочно отправлять их в госпиталь. С приданным в колонну врачом погрузили пострадавших в санитарный УАЗ и упросили (развернули) для их сопровождения патрульный БТР. Затем я вывел к ближайшему посту колонну и организовал внеплановую проверку всей техники и умения машинистов действовать в аварийной ситуации на горной дороге. Потеряли много времени, но не зря. 
          Пока личный состав ликвидировал выявленные недостатки, я с поста связался с экипажем БТРа и узнал, что раненые с доктором уже в госпитале. Выводить колонну на «вечереющую» трассу было опасно и мы до раннего утра оставались вблизи поста. Я взял НЗ (фляжку с водкой - презент комбата П.И. Лукашенко перед переходом госграницы) и пошёл к командиру поста отблагодарить за помощь БТРом. 

           Разговорились. Время летит незаметно, а ни сон, ни водка не дают забыться. ЧП с ребятами и техникой стоит перед глазами. Офицер не успокаивает, не сочувствует, понимает - ни к чему. Потом начинает буднично перебирать эпизоды их службы здесь и то, как и чем они живут уже второй месяц. И тоже - не о себе, о своих мотострелках (мальчишках-мужчинах). 
          Вот тогда я и познакомился с одним из них - сержантом Шаповаловым. Когда увидел его и услышал фамилию, сразу вспомнил фильм           «Я, Шаповалов Т.П.», где главную роль исполняет актёр Матвеев. Они похожи и статью (крепкие, светловолосые, широкоплечие) и уравновешенным крестьянским характером. Достойно несут нелёгкое бремя обязательств перед Родиной, не ропщут от трудностей и не требуют благодарности и наград. 
         Рассказал мне офицер о том, как по просьбе вертолётчиков вызвался Шаповалов "пострелять сверху духов" из пулемёта, закреплённого вместе с ним на ремнях снаружи вертолёта. О том, как более 10 часов они вдвоём не давали "духам" захватить раненого пилота сбитого вертолёта (а те не давали им возможности приблизиться к сбитой дымящейся "вертушке"). О том, как в сумерках, не дожидаясь полной темноты, неожиданным дерзким  броском выхватили-таки «летуна» и ушли из-под огня.И о том, как в ответ на представления к награде, услышал командир о неких прошлых (из мирной жизни!) взысканиях сержанта... 
     
          Так и пролетела та ночь, в разговорах и воспоминаниях.Утром мы ушли колонной на Кабул, наскоро попрощавшись с хозяевами, которые также выходили на трассу охранять её от душманов. Шаповалов так и остался у меня в памяти этаким душевным талисманом. А фильм со своим однофамильцем он, оказывается, не видел.Заболтался я, однако. А завтра, то есть уже сегодня - на работу. Посему - спокойной ночи всем нам. С уважением - Ю.М.

    Категория: Меньшенин Ю.М. Афганские случаи. | Добавил: defaultNick (09.03.2012)
    Просмотров: 2035 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Aleksandr  
    0
    Прочитал письма Меньшенина Юрия Михайловича. Написано замечательно, добавлю без претензий к автору. Пожар на хранилище ГСМ произошел летом 1980 года, в Теплом стане стояли два батальона нашей бригады: мехбат и наша промбаза, позднее переехал штаб бригады и Алексеевский автобат. Хранилище находилось южнее нашего расположения. Горело страшно, говорили, что на пожаре погибли два солдата и офицер. После пожара хранилище не восстанавливали. Чаботько А. упоминает офицера с промбата на песчаном карьере, я помню его, правда фамилию Чаботько тактично изменил на Жилина(он по сути был жила), его презирали офицеры и солдаты. Жадный, он собирал рыбные консервы в томате, их давали на ужин каждый день, по банки на двух человек, консервы быстро приелись, афганцы не ели рыбу, обменять не получалось, вот они и валялись везде. Летом 1980 водитель с нашего батальона совершил аварию. погибли 4 или 5 афганцев, колону вел Жилин, солдат получил 6 лет колонии поселения. Старший колоны был в первой машине, скорость движения была больше установленных 40 км в час, водитель боялся отстать, не справился с управлением и смял две афганские машины

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz