159 ОДСБригада.
Бригадная газета "Сын Отечества".
12 июля 1980 года.
Готовность к подвигу.
Машина все выше и выше взбиралась в горы. Скоро уже и конец подъему. Но случается непредвиденное — отказал карбюратор. Его, рядового Александра Федорова, считают одним из лучших водителей подразделения. А он явно озадачен. Вновь в вновь прикидывает в уме, какие могут быть неисправности в карбюраторе. На перевале и летом-то озноб до костей пробирает, а зимой и говорить нечего. Руки так и прилипают к железу. Федоров торопится. Пока еще не остыл двигатель, вскрывает верхнюю крышку карбюратора, внимательно осматривает каждую детальку. Наконец неисправность обнаружена: под запорную иглу попала едва различимая невооруженным взглядом песчинка. Потому-то и переполнялся карбюратор. Устранив неполадку, Александр завел и прогрел двигатель. Машина снова тронулась в путь. Приказ командира был выполнен в срок.
Но были в службе Федорова и другие рейсы. Рейсы, когда из-за непредвиденной остановки в пути пришлось выдержать настоящий экзамен на мужество. ...Когда водитель вновь сел за руль, колонна ушла далеко вперед. Но Федоров рассчитывал догнать ее быстро. Надеялся на опыт, на умение водить машину на повышенной скорости в горных условиях. Только вот догнать колонну на этот раз ему так и не удалось. Командир, решив лишний раз проверить, как ведут себя водители при выполнении одиночных рейсов в условиях максимально приближенных к боевой действительности, могут ли они принять самостоятельное решение, заранее на пути движения машины предусмотрел ряд вводных. Едва водитель вырулил на относительно открытую местность, послышались гулкие очереди.
«Засада «противника»сразу же догадался водитель. Проскочить ее будет не так-то просто. Впереди просматривался крутой поворот. Значит, скорость не разовьешь. Решение пришло мгновенно. Вывернув руль . круто влево, Александр буквально прижал машину к громоздящимся неподалеку валунам.
А как быть дальше? Ведь «противник» не отступится. Уж он наверняка постарается побыстрее разделаться с одиночной машиной. Выход один—надо принимать «бой». И взяв в руки автомат, Федоров выскочил из кабины. Полоснул очередью по каменным глыбам, за которыми затаился «противник». Этим моментом не преминули воспользоваться Н. Костннков и еще двое его сослуживцев. Быстро выпрыгнув из кузова автомобиля, они тоже пустили в ход свои автоматы. «Противник» вынужден был отступить. Машина снова тронулась в путь. Однако «противник» не оставил своего намерения захватить ее. Еще дважды Федорову и его товарищам пришлось вступать с ним в схватку. Особенно трудным был третий «бой».
По замыслу командира на этом отрезке маршрута была создана особенно сложная обстановка. Местность открытая: ни кустика, ни деревца, пристрелян каждый бугорок. Машину «противник» заметил загодя и встретил ее сосредоточенным огнем. А тут подоспела и новая вводная: «убит» рядовой Костников. Однако и в этой, до предела сложной ситуации, Федоров не растерялся, не спасовал. Он, примеряясь к местности, дал возможность рядовому А. Киселю вынести своего товарища о поля «боя», а затем, совершив отвлекающий маневр, сумел ввести в заблуждение "противника", не позволил ему перегруппировать свои силы. А тут и подмога подоспела. До предела измотанные «боем»,товарищи Александра повалились на дно кузова, а ему отдохнуть не пришлось. Пристроившись в хвост подошедшей колонны, он повел свою машину дальше по маршруту.
Были в службе рядового Федорова и другие, не менее сложные рейсы. Но этот запомнился особо, именно с него начиналось у Александра восхождение к вершинам ратной славы, которое увенчалось высокой правительственной наградой – медалью "За боевые заслуги".
Беседуем с рядовым Федоровым в редакции солдатской газеты. Прошу его еще раз вспомнить подробности этого «боя». - Был такой случай. К тому же и не один я был! Любой бы на моем месте… Любой? Вполне возможно, что окажись на месте Федорова другой водитель, поступил бы так же. Верно и то, что случай поставил в критическую ситуацию Александра.
Но дальше случайности уже кончились. Дальше проявилось все, что зрело в нем годы и годы —убеждения, крепнущие в ратном труде моральные и физические силы. Сейчас в подразделение прибыло очередное пополнение, и молодым солдатам говорят: рядом с вами служит отважный военный водитель, проявивший себя в учебных буднях. Отважный. Это верно конечно. Но как он стал таким, воспитал в себе необходимые качества— вот что прежде всего особенно важно усвоить молодым солдатам. И командир подразделения офицер И. Степанюк, партийные активисты, проводя беседы о подвиге и мужестве рядовых Федорова и Костникова,. и их товарищей, постоянно подчеркивают верную мысль: подвиг— не дело стечения обстоятельств.
Моральные силы, ведущие к "доблести и отваге, благородству, зреют в буднях, накапливаются по бесчисленным капиллярам повседневных поступков. Бывает, "что подвиг совершается в несколько секунд, а подготавливается он всей жизнью.
«Следует постоянно иметь в ввиду то, что и сейчас не меньше, чем прежде,- говорил товарищ Л. И. Брежнев, обращаясь к молодежи, —нужны и самоотверженность, и энтузиазм, н преданность идеалам, и готовность к подвигу. Вам защищать завоеванное вашими отцами, вам воплощать в жизнь грандиозные планы коммунистического строительства».
Готовность к подвигу... Ее рядовой Александр Федоров доказал практическими делами. В трудных условиях, в обстановке максимально приближенной к боевой действительности, он действовал смело, решительно и инициативно.
Своими действиями и поступками Александр доказал, что за время службы вырос в настоящего солдата, защитника Родины, на которого можно всегда положиться. Им сегодня могут гордиться и родители, и товарищи по труду из автотранспортного предприятия города Омска.
Майор В. ВОЛКОВ.
(Далее)
|