Среда, 01.05.2024, 22:29

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Первый десант. [1]
Первые километры. [1]
Обустройство в/г Горекацан. [1]
СЛОВО О КОМБРИГЕ. [1]
взгляд на командира соединения глазами комбата

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Васильев А.С. » Обустройство в/г Горекацан.

    Васильев А.С. Обустройство в/г Горекацан.
     

    ГОРОДОК 

    Если сесть в вертолёт в селе Улёты и  взять курс над автодорогой, в направлении с. Арей, то уже через несколько минут с высоты птичьего полёта, после села  Доронинское, слева по курсу, в кромке сосновой тайги взору откроется большая живописная поляна. Она защищена от всех ветров вековыми соснами и окаймлена кустарником цветущего багульника - непременного представителя Забайкальской флоры. Картину дополняет табун диких коз, мирно и медленно уходящий по чепуре вглубь тайги.

    Вот эта поляна, 510 северной широты 110восточной долготы и стала гаванью для 4-х батальонов 160-ой  ОДСБр (автобата – в/ч  02582; дорожного – в/ч 07367; промбазы – в/ч 54392; рембазы – в/ч 51578).

    По генплану это место получило название «Горекацан», по селу расположенного в двух километрах.

      Спустя считанные  недели военный городок  Горекацан  превратился в огромную строительную площадку. А к середине лета кипел как муравейник. Каждая рота строила себе казарму. Бригады работали на всех объектах. Стук и звон инструмента, рокот бульдозеров, прерывистый шум сварочных агрегатов, голоса людей  наполняли тайгу музыкой  стройки, многократно усиливая её аккордами эха.                            

       Общий надзор по реализации генплана городка осуществлял главный инженер в/ч 07367 капитан Чугуй. Очень подвижный, худого телосложения, перетянутый портупеей, напоминал стрекозу, летающую от объекта к объекту. Удивлял деловитостью, энергией и многих заражал этим. Всегда мог дать вразумительный и полезный совет. Да и наш комбат, майор Чирва Алексей Игнатьевич, имел большой опыт монтажа сборно - щитовых конструкций, который он приобрёл, проходя службу на Севере. Комбат довольно быстро нас обучил этим премудростям. Монтаж вели без крана, с помощью верёвок. Материалы до последнего гвоздя подвозились непрерывно, особенно для своего батальона. Поэтому наши казармы строились быстрее, чем у других.

       Напротив, через плац,  одна из казарм в/ч 07367 тоже строилась быстрыми темпами. Это была рота лейтенанта Бабарыкина Алексея Сергеевича. Он как то сразу понял, что дружить с ротным из автобата, у которого бортовой транспорт выгодно. Это была  дружба без застолий и спиртного, без угодничества и заискиваний, без всякой фальши и вранья. Назовём это просто войсковым товариществом. В дальнейшем, когда Алексей стал начальником базы 5135 в Домне, эти отношения сыграли  определённую положительную роль для нас обоих. Но это отдельная история.

    В моей памяти Алексей Сергеевич Бабарыкин остался как спокойный, рассудительный, умеющий  найти правильное и рациональное решение любого сложного вопроса. Он впитывал в себя всё положительное, нужное. За внешней флегматичностью скрывалась широкая цельная натура умного человека, твёрдого в выполнении принятых решений. Он никогда не показывал своих переживаний, эмоций  -  всё было скрыто в глубине души. Души настоящего человека и офицера, прекрасного семьянина, надежного товарища и мужа, и впоследствии заслуженного генерала от «дорожного строительства».

     Асфальтно бетонный завод (АБЗ) промбазы в/ч 54392  был вынесен за пределы городка, возле дороги, на спуске к селу Горекацан.  Всеми делами промбазы управлял главный инженер капитан Цыганков Геннадий Михайлович, я его знал ещё по службе в Подмосковье. Некомплект офицеров обязывал его быть во  многих  амплуа и он, как очень ответственный  и порядочный человек,  за всё переживал и старался везде успеть. Казалось, печать усталости не сходила с его лица. Он как то, по -доброму, мог изложить свои проблемы, что  всегда хотелось оказать посильную помощь. Заявленный им транспорт всегда выделялся  безоговорочно, даже в ущерб другим. Благодаря его усилиям и трудолюбию, строительно - монтажные работы по Промбазе шли по графику, что неоднократно отмечало руководство 160 ОДСБр. В дальнейшем, полковник  Цыганков Геннадий Михайлович станет командиром промбазы 54392, а затем  главным инженером 146 ОД  СБр пгт Архара. Много сил и энергии отнимали перевозки крупногабаритных металлоконструкций и станков для цехов рембазы. Но при всех трудностях дела продвигались и там. Росли корпуса цехов, размещалось оборудование. Постоянно увеличивалась потребность в электроэнергии. Промышленного электроснабжения в округе не было. Каждое село имело свои дизель-генераторные установки. Мы в городке, на начальном этапе, для 8-ми вагончиков и 6-ти палаток обходились 10-ти киловатной передвижной электростанцией. Потом недостаток ощутили с 50-ти киловатной ПЭС-кой, установили «сотку», в конечном итоге городок обслуживало несколько «двухсоток».                                                     

      К осени 1971 года заглубили котлы, сварили отопление, сушилки. Котельные в казармах и даже в ПТО  работали без принудительной циркуляции теплоносителя. Это явление в физике было успешно использовано в полной мере в условиях Забайкалья. Электронасосы в котельных не устанавливались, ввиду постоянной угрозы отключения электричества зимой. 

    Все шло своим чередом. Строились и вводились в эксплуатацию объекты. Зампотехи чесали затылки, как при минимуме запчастей, выходить из положения, поддерживая КТГ на уровне. Командиры всех степеней упражнялись в строгости.Замполиты организовывали собрания  всех уровней. Крутилось «лучшее из искусств». Самовольщики ходили в самоволку, их выявляли и наказывали. Начфин младший лейтенант Толя Музалевский откровенно пил водку, по утрам на развод надевал тёмные очки, ему было всё «фиолетово» - оставалось полгода до увольнения.

    Население сёл Горекацан и Доронинского приняло военных радушно. Многие за небольшие деньги предоставляли жильё офицерам и их семьям. Дружили, проводили совместно праздники. Я с замполитом  роты  Иваном Чижисом осенью, когда привезли жен, на две семьи сняли в Доронинском большой казачий дом и прожили в нём полгода, пока не построили жильё в городке для офицеров.

     В ноябре 1971 года нас посетила инспекция из Москвы. Два бодрых генерала со свитой побывали и в моей казарме, деловито покачали полы, потрогали тёплые трубы отопления, из открытой двери сушилки на них пахнуло жарой и запахом портянок, они прошли в ленкомнату, уселись на табуреты. И как  мальчишки, не замечая окружающих, разговаривали между собой.

    - Иваныч, а ты мне коньяк проспорил!

    - Не помню.

    - Ну как  не помнишь? Ты же  говорил, что дорожники в зиму в палатках останутся, а вышло по-моему!

    -  Ну, было ляпнул невпопад. Поставлю.

     Уходя, генерал, который не «Иваныч», тепло пожал мне руку, сказав при этом: «Спасибо, лейтенант!».

     Вся свита последовала его примеру. И понятно, что это спасибо было не за выспоренный  генералом коньяк, а за тот труд солдат и офицеров, за их лишения и самоотверженность нести службу в Забайкальской Тьмутаракании. Это генеральское «спасибо», полученное на тот период, как от наместника бога, для меня было высокой наградой!                  

     Потом были другие гарнизоны, другие городки, новые сослуживцы и друзья, но имена тех, с кем  пришлось начинать в городке  Горекацан остались на всю жизнь.

     Каждый делал свою конкретную работу, но всех объединяла  общая идея, одна философия, имя которой -  ДОРОГА.

    Пусть меня простят, чьи имена стёрлись в памяти.  А те, чьи «имена, как раны на сердце запеклись», я привожу в этом рассказе:

    майор Чирва Алексей Игнатьевич, капитан  Башилов Виктор Васильевич, капитан Генькинёв, ст. лейтенант Такарьян Геннадий Матвеевич, лейтенант  Василюк Леонид, лейтенант Чижис Ионас, ст. лейтенант Сушенцов, лейтенант Пушкарёв Анатолий Петрович, лейтенант Савченко Александр Дмитриевич, ст. лейтенант Маланчук Николай Васильевич, лейтенант Бабусенко Александр, лейтенант Полосаткин Борис, лейтенант Решетов Владимир, лейтенант Здоркин Евгений,  лейтенант Бережной Николай, лейтенант Негреба Николай, лейтенант Бабарыкин Алексей Сергеевич, капитан Циганков Геннадий Михайлович,  капитан Чугуй, лейтенант Тряпкин Юрий, лейтенант Быков Виктор Викторович.

    А. Васильев. 23 марта. 2011 года. г. Рязань - Москва.
     
    Категория: Обустройство в/г Горекацан. | Добавил: defaultNick (30.03.2011)
    Просмотров: 2624 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz