Вторник, 30.05.2017, 04:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Первый десант. [1]
Первые километры. [1]
Обустройство в/г Горекацан. [1]
СЛОВО О КОМБРИГЕ. [1]
взгляд на командира соединения глазами комбата

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Васильев А.С. » СЛОВО О КОМБРИГЕ.

    Васильев А.С. ...этот комбриг пришел всерьез и надолго
     
    СЛОВО ­­О КОМБРИГЕ.
    (взгляд на командира соединения глазами комбата).
     
           160-ой отдельной дорожно-строительной бригаде с 1971 года, момента её формирования, не то чтобы не везло на комбригов, но как-то получалось, они долго не задерживались на этой должности. В среднем - два года. За глаза так и говорили – «двухгодичники». Одни уходили на пенсию по выслуге лет, для других - это был трамплин на вышестоящую должность, третьих - просто "уходили" с формулировкой типа ... «не по Хуану самбреро».

           Дорожно-строительная бригада довольно сложный военный механизм, самодостаточная организация, в которой есть всё для решения задач по строительству автомобильных дорог «под ключ». Около 5 тысяч человек личного состава, 11 отдельных батальонов, 2 базы, множество мелких подразделений. До 1,5 тыс. единиц автомобильной и дорожно-строительной техники различного назначения.
           Безусловно, таким воинским соединением управлять сложно и ответственно. Не каждому по плечу такой груз. Кто с честью прошёл эту должность, кто без остатка отдавал себя порученному делу, кто оставлял частичку своего сердца на каждом пикете и километре построенной автодороги - имел успех и поддержку всего коллектива. Во все времена в государстве Российском всегда находились отважные, смелые и умные мужи.
         
    Такой комбриг пришёл и возглавил 160-ю ОДСБр в 1980 году, это - Олег Александрович Солонин.
     
           Бригада находилась в сложном положении, она ещё не «разродилась» участком Блудная – Черемхово Читинской области, одновременно шла передислокация в Шимановск Амурской области, где уже заканчивалось строительство двух военных городков. В январе-марте 159-я ОДСБр направляется в Афганистан на обустройство 40-ой армии, во главе с комбригом полковником Ковшовым Владимиром Дмитриевичем. Строительство городков в Шимановске замораживается и начинается приём военных городков от уходящей бригады в Васильевке, Возжаевке, Екатеринославке.
         
          Шестой по счёту комбриг, при появлении его в Васильевском гарнизоне на нас, принимавших городки и технику от уходящих батальонов в Афганистан, особого впечатления не произвёл. С институтским ромбиком...«из пиджаков», «…не первый, и не последний», - подумал я. Правда, насторожил тот факт, что он пришёл с должности зампотеха 70-ой ОДСБр и, уж, нас, «технарей», достанет в любом случае.
         Вскоре стало абсолютно понятно всем, что этот комбриг пришёл всерьёз и надолго, и не ошиблись. Олег Александрович руководил бригадой до её переформирования в 1989 году, затем возглавил СУ -1310, продолжавшее решать те же задачи строительства автодороги Чита-Хабаровск.



        В эти годы соединение постепенно приобретает качества высокоорганизованной, универсальной и эффективной строительной организации. Кропотливая кадровая работа даёт положительные результаты во всех сферах деятельности бригады. Солонин использует демократический стиль руководства, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информирует подчинённых о положении дел. В общении предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте с подчиненными офицерами. Часть управленческих функций делегирует подчинённым, доверяет людям. Требователен, но справедлив.
      
       Это был первый комбриг на моей памяти, который отказался от автократического стиля руководства Полковник-демократ, звучит не правдоподобно, но это прослеживалось даже в кадровой политике. Соискателей на вышестоящую должность, двух-трех кандидатов, заслушивали на общем собрании офицеров. Они выступали со своими программами работы на этой должности, собрание обсуждало кандидатов и решало, кто достоин, только потом реализовывалось представление о назначении.
        Олег Александрович не практиковал ранние выезды в карьеры, на АБЗ, и другие производственные объекты, как делали другие, бравируя, выдавая это за подвиг. Эти "подвиги" совершали, кому положено, но он был в курсе всех деталей производственного процесса через соответствующие службы.
     
       Наверное, многие знают, что Олег Александрович писал стихи, а, может, и нет. Но это не так важно. Однажды он был приглашен в Москве на мальчишник по поводу дня рождения начальника ДСО Ковшова В.Д. Отношения у них были вполне удовлетворительные. Ковшов уважал Олега Александровича, и наоборот, наш комбриг отвечал взаимностью. Но были принципиальные различия  в руководстве коллективами и, конечно, непонятки были. Вот интересные стихи посвященные дню рождения:
     
    Владимиру Дмитриевичу:
     
    "…Не футбол здесь, и не шоу,
     В час разборов не до них,
    Собрались мы все к Ковшову
    В день его же именин.
     
     Мы – соратники по делу
    Вам желаем от души
    Чтоб года  на свете белом
    Были, в общем, хороши.
     
    Это значит, чтоб болезни
    Вас не трогали за сто,
    Чтоб на даче труд полезно
    Превращался в пышный стол.
     
     Чтоб в семье было согласье
    И порядок у детей.
    Чтоб делились мирно властью
    папа с мамою своей.
     
    Мы желаем, чтоб тревоги
    Меньше Вам несли хлопот,
    Чтобы строились дороги
    Вместе с Вами по сто в год.
     
    От себя сугубо лично,
    Жду давно момент такой,
    Чтобы, Вы, Владимир Дмитрич,
    Стиль поняли в службе мой."
     
    О.Солонин. Подпись. 14.07.87 г.
     
           Ковшов В.Д. прекрасно знал о методах руководства бригадой Олега Александровича, хотя сам был представителем совсем других методов, но разные подходы в руководстве строительством дорог никак не влияли на выполнение задач – они бригадой, а значит, и ГЛАВКОМ, решались очень успешно. И это нас очень радовало.
        
         Бригада сражалась не только за кубы, километры, мосты и трубы. Организация учёбы охватывала офицеров, прапорщиков и личный состав. С комбатами проводил занятия лично. Проявлял искренний интерес к нам, оценивая работу каждого. Давал почувствовать нашу (комбатов) значимость и делал это тоже искренне. Разговор или беседу вёл всегда в кругу интересов собеседника и внимательно мог выслушать. Обращался по имени отчеству, понимая, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
       
       Анализируя с высоты прожитых лет, я не думаю, что комбриг читал Дейла Карнеги, но принципы и методы, изложенные в книге " Как завоевать друзей и оказать влияние на людей" он применял на практике! Умел сам, и учил нас не только командовать, но и уметь повиноваться. Всегда ладил с "Москвой", не становился в позу. Это благодаря своей базе внутренних ценностей: рассудительности, зрелость ума, контактности, общительности и способности смотреть на жизнь с объективной точки зрения.

        Под пристальным вниманием комбрига находился учебный батальон подполковника Закусило В.Л., где готовились сержанты, специалисты-механизаторы: скреперисты, бульдозеристы, экскаваторщики, операторы АБЗ, мотористы катков и другие специалисты. В зимний период обучения проводились сборы с офицерами и прапорщиками по руководству строительством, нормированию труда, геодезическим работам, обслуживанию и ремонту техники, изучались образцы новой техники и оборудования. Со всеми категориями военнослужащих проводились стрельбы. Шёл активный ремонт техники на местах и в ремонтном батальоне и строгий спрос за подготовку техники к развороту работ.
     
      Требовал ежедневный доклад по заготовке материалов: щебня, битума, сборного железобетона, количества прошедшей ремонт техники. Строительство дороги - это цепь действий, мероприятий с привлечением различной техники, материалов, людских ресурсов и если рвалось, хотя бы одно звено, наступал сбой. На примере одной небольшой технологической цепочки - укладке асфальта, можно наглядно увидеть, что если из общего ряда: АБЗ, инертные материалы, битум, ГСМ, транспорт, асфальтоукладчик, катки, подготовленное основание, рвётся одно звено - на выходе ноль метров асфальтированной дороги.
       Поэтому Солонин требовал до мелочей отрабатывать проекты производства работ, видеть слабые звенья и упреждать. Самый ответственный период - подготовка и ввод участка автодороги в эксплуатацию, приёмка рабочей и государственной комиссиями, Олег Александрович брал на себя, делая это блестяще!

      
    Большую популярность среди семей военнослужащих имел женсовет, возглавляемый Валентиной Петровной - супругой Солонина. Конечно же, женсовет находился под патронатом комбрига и работал на должном уровне, массовые творческие мероприятия были достоянием всего личного состава гарнизона.
      
       Художественную самодеятельность, одну из форм народного творчества Олег Александрович рассматривал , как сильный фактор приобщения военнослужащих к художественно- эстетическим ценностям. Заботился, чтобы были созданы все условия для постоянно действующей художественной самодеятельности. Устраивались смотры- конкурсы батальонов, где безоговорочно должны присутствовать комбаты со своими замполитами . Как правило праздники и другие мероприятия завершались концертами. Концерты давались как в местах постоянной дислокации, так и в полевых городках , в сельских клубах и домах культуры. Желающих принимать участие было много и большинство реализовали свой творческий потенциал именно на подмостках солдатских клубов. Самые активные участники художественной самодеятельности, это: ст. лейтенант Колотилин С., капитан Деловский А. , лейтенант Дубинин Н.; прапорщики : Гайдамака А., Чернова Р. П., Уварова М. П.; служащие СА : Яцук Лена, Чередниченко Алла, Стаховская Лена, Яковенко Оля.




       Посещал концерты эстрадных звёзд советской эпохи, редко доезжавших до Белогорска. Помню однажды, выходя из концертного зала Белогорского дома офицеров, один лейтенант (мой подчинённый) отпустил скабрезную шутку в адрес Ирины Понаровской и её мужа-негра, с концерта которых мы выходили. Это услышал проходивший мимо комбриг.      
      Присущая ему порядочность и интеллигентность не позволили оставить этот случай без внимания. Досталось всем. Мне и замполиту в первую очередь. Уезжая, уже из УАЗика напомнил: «...где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... там нет расхлябанности в армии, там 
    лучше её строй и её дух, там больше побед", а с новоявленным «поручиком Ржевским» разберитесь». Больше всего нас поразило наставление в виде дословной ленинской цитаты. «Надо же, как по конспекту», - с завистью и удивлением заметил замполит.
      
      Большим авторитетом и уважением пользовался у подчинённых командир 160-ой ОДСБр полковник Солонин Олег Александрович.

         Из-под начала комбрига - труженика вышло большое количество офицеров - руководителей дорожного строительства. Среди них генерал-майор Бабарыкин А. С., полковники Колобов А. А., Истомин В.В., Савченко А.Д., Первунинский И.В., Кравченко П.И., Мерзликин В.В., Хаметов О.Ю., Князьков Г.Ф., подполковники Козьмин А.Д., Кримковский Л.В., Стадийчук В.А., Ситдиков И. Х., Ткаченко В. И. и многие другие.
       
         Давно введены в эксплуатацию участки дорог: Иркутск – Улан-Удэ, Улан-Удэ - Чита, в сентябре 2010 года введена автодорога " Амур" Чита - Хабаровск. На всех этих дорогах трудился, созидал и служил России человек с доброй открытой улыбкой, спокойным и умным взглядом, с твердой и благородной осанкой, с сединой на висках...Таким он остался в моей памяти...
       
    Вот и всё … Нет, не всё!
     
          Осталась дорога, осталась добрая память друзей, соратников, сослуживцев. Уже давно отпели нашему Олегу Александровичу полтавские соловьи, отдымили приветливые трубы Возжаевского АБЗ, отшумели волны байкальского баргузина, отжурчали воды рек Ингоды, Томи и Зеи о каменистые габионы мостов, унося свои воды на Восток к Тихому океану.
          Нам надо постараться, чтобы эти воды не растворили и не унесли память о нас и делах наших. Эта память осталась в его детях, в его внуках, она в душе прекрасной женщины, жены Валентины Петровны. От этой объединенной памяти исходит положительная энергия тепла и света.
         А недавно на сайте ОДСБр зарегистрировался Солонин Олег, 19 лет, место жительства - Полтава. Это очень хороший знак. Жизнь продолжается!!!
     
    С наступающим 2012 Годом, дорогие ветераны.
     
         Анатолий Васильев
         Рязань.31 декабря 2011 года.
     
     
     
     
    Категория: СЛОВО О КОМБРИГЕ. | Добавил: defaultNick (05.01.2012)
    Просмотров: 1077 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
    Всего комментариев: 1
    1  
    Очень интересный стиль, мне понравилось.Чувствуется рука мастера-надо писать ".. в народ"...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz