Пятница, 29.03.2024, 09:04

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Фидченко В.Н. Воспоминания офицера - автомобилиста. [1]
Фидченко В.Н. Стихи [1]
Ветеранн 159 ОДСБр занялся написанием стихов.Чувства переполняют душу. Это его первая проба в поэзии.

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п/п-к Фидченко В.Н. » Фидченко В.Н. Воспоминания офицера - автомобилиста.

    Фидченко В.Н. Воспоминания офицера автомобилиста.
      Воспоминания 
    офицера - автомобилиста.




    подполковник Фидченко Владимир Николаевич

           В 1963 году военкомом города Березники я был направлен в г. Челябинск для поступления в Челябинское военное автомобильное училище (ЧВАУ).

          Мой выбор этого училища не случаен - я родился в семье автомобилистов: отец, Николай Матвеевич, казак из станицы Зеренда (в 1938 году при призыве в Красную Армию казаки на сходе получили коня и всю амуницию, в полку выдали только кавалерийский карабин) работал шофером в гараже Березниковского калийного комбината на УралЗиС-50, мать, Надежда Александровна, водила автомобиль ГАЗ-АА. Познакомились они возле заводской столовой в обеденный перерыв, подъехав туда на машинах. "Привет, курносая!" - в ответ "Привет, курносый!"... и на всю жизнь. После моего рождения мама перешла работать на телефонную станцию БКК-1, откуда и вышла на пенсию.
        
        Пацаном я много времени проводил в гараже, как мог помогал отцу, шоферскую жизнь знал изнутри. Часто отец брал меня в рейсы, иногда давал порулить. В 12 лет самостоятельно произвел разъезд со встречным автомобилем. И это помню как сейчас.
        Сестра Нина, когда подросла, водила троллейбус по городским улицам. Ее муж, Валера, развозил на горном автобусе шахтеров от ствола к местам работы. К большому сожалению, в шахту из реки Кама проникла вода, соль размывается, грунт под городом садится, дома рушатся, железнодорожное сообщение прервано. Трагедия . . .




    Первый слева - отец Фидченко Н.М., с товарищами по гаражу. Третий слева - Калашников Алексей




    Сестра Нина - водитель троллейбуса маршрут 4
    (к/т Мелодия - БКК1) город  Березники    
     Ее муж Валера - водитель подземного автобуса

        Из воспоминаний офицеров на сайте ОДСБр я вижу, что в строительстве автомобильных дорог принимали непосредственное участие выпускники ЧВАУ.  Приветствую В С Е Х !
     Вы уже, конечно, знаете, что наше училище ликвидировано согласно Приказа МО РФ №990 от 20 июля 2010 года. 26 августа 2010 года состоялась официальная церемония прощания со Знаменем Училища и закрытием ЧВВАКИУ.
    Предлагаю Вам это посмотреть по адресу: Яндекс. Видео - Закрытие Челябинского автомобильного училища. Думаю - Вас это заинтересует.

     

    Курсант ЧВАУ Фидченко В.Н.                     На автодроме


         В 1966 году после окончания Челябинского военного автомобильного училища получил назначение в ГУСС МО СССР в 57 УИР в город Мирный Архангельской области. Волею Приказа мне довелось принять непосредственное участие в строительстве ракетно-космического полигона "Ангара". С этого года вся моя дальнейшая жизнь была связана с эксплуатацией автотранспорта и грузоперевозками, со строительством боевых ракетных полигонов и автомобильных дорог в различных климатических и гидрогеологических условиях.


        Город ракетчиков, полигон и все, что с ними связано, было скрыто завесой секретности. Об этом свидетельствовали полученные мной документы с многочисленными спец. отметками, которые позволили преодолеть по территории полигона десятки км, пройти проверку на трех КПП и прибыть к месту дислокации автомобильного батальона в районе 122 площадки. Просторы, просторы ...

         Немного о полигоне "АНГАРА".

         Из докладной записки Г.К.Жукова в Президиум ЦК КПСС от 29 декабря 1956 года о проведении рекогносцировочных и изыскательских работ для расположения стартовых станций ракет Р-7:

    Совершенно секретно.
    Особой важности. Особая папка.

    В Президиум ЦК КПСС.

          Докладываю: Министерством обороны закончено проведение подробных рекогносцировочных и изыскательских работ в районах Архангельска, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 19 июля 1955 года для расположения боевых стартовых станций ракет Р-7 с дальностью стрельбы до 8000 км и специальным зарядом.
          ...Прошу утвердить следующие предложения Министерства обороны:
         -построить в районе Архангельска в течении 1957-1959 г.г. боевую стартовую станцию для пуска ракет Р-7 в наземном варианте с двумя стартовыми позициями с доведением в последующие годы количества позиций до четырех...
    Г. Жуков.

        Стартовые комплексы размещали как можно дальше от южных границ СССР, вдоль которых США строили свои базы ВВС, и как можно ближе к территории вероятного противника, т.к. вес ГЧ ракеты свыше 5т и дальность не более 8800 км.
        Ракета Р-7 - первая межконтинентальная баллистическая ракета, созданная в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. В мировую историю эта ракета вошла как первое транспортное средство, с помощью которого Человечество вышло в Космос.
     
        И этой ракете обязан своему появлению самый северный в мире, единственный европейский и первый Российский космодром - космодром "ПЛЕСЕЦК".

     
     
    Строительство объекта "АНГАРА" было возложено на 57 Управление инженерных работ (57 УИР). В этом УИРе,
    в производственном отделе (1967-1968 г.г.) работала моя жена - Тамара Ивановна, занималась НОТ (научной организацией труда) при строительстве шахт боевых ракетных стартовых комплексов и другими вопросами.


    Начальник
    57 УИРа (1964-71 г.г.) генерал-майор Престенский Петр Захарович
     
        Из воспоминаний военных строителей:
    "Больше всего неприятностей при развертывании работ на объектах доставляли дороги, вернее, их отсутствие. Известняк, особенно верхний слой разработки, из которого отсыпалось полотно дорог, имел низкую прочность, раскисал и терял несущую способность под воздействием чрезмерной влажности и нагрузок от автотранспорта. А в весенний и осенний периоды пройти по трассе даже в резиновых сапогах представляло определенную трудность. Кроме того, на некоторых участках полотно медленно, но постоянно оседало в раскисший грунт, образуя порой непроходимые лужи."

         Автомобильный батальон размещался на красивом сухом месте, на крутом берегу таежной речки. Вокруг вековые сосны и ели, немного берез. А внутри этой природной красоты - казармы и в отдалении  автопарк. Зимой трескучие морозы, глубокие снега, коротким северным летом мириады комаров и мошки.
      
        Я был назначен зампотехом в транспортную роту. Считалось в те времена большой удачей. Автомобили: Зил-157 - для перевозки личного состава соседнего строительного батальона, самосвалы Зил-585, бортовые машины разных марок в распоряжение СУ, гусеничные АТС-59, транспортеры ГТ-С, ЗИЛ 151 "ВАРЭМ" и личного состава 120 человек.

        В роте, незадолго до моего прибытия, произошла автокатастрофа: на одной из шахт случился прорыв воды, гражданские шахтеры трое суток устраняли этот прорыв. С ними на площадке дежурил водитель с бортовым автомобилем, оборудованным скамейками и тентом. После устранения аварии на шахте, возвращаясь на центральную площадку, водитель уснул за рулем, машина на повороте дороги ушла прямо в болото и перевернулась. Погибли пять шахтеров и водитель. Ротного - капитана (фронтовика) сняли с должности и отдали под суд военного трибунала.
       Мне пришлось принимать (временно) роту, разбираться с выделением автотранспорта, назначением ответственных за эксплуатацию а/м и за режим работы водителей, оформлением финансовых документов, заработком водителей и "ликвидацией " должников, приведением к норме коэффициентов КТГ, КИП, КИГр, КИПр и решать многие другие вопросы.

       Учеба в техническом училище, практический опыт работы токарем 4 разряда в ремонтно-механическом цехе титаномагниевого комбината, знания, полученные в военном автомобильном училище (в том числе работа на главном конвейере Московского автозавода ЗИЛ) позволили быстро освоиться в роте, в батальоне, организовать безаварийную 2-х сменную работу водителей и вести ротное хозяйство.В этой "закалке" существенную помощь мне оказали заместитель командира батальона по технической части майор Ермаченко, заместитель командира батальона по политической части майор Косов и другие офицеры.
       
     

    3-я авторота проходит торжественным маршем        Личный состав 3-й автороты

                                                                            с исполнением строевой песни  

         Из ЧВАУ в этот автобат получили назначение двое лейтенантов: я и Ушанов Ю. Его рота находилась в другом месте и занималась подвозом дорожных плит.

        На полигоне автомобильные дороги проходили по болотистым местам. Довольно часто выторфовка проводилась глубиной до 5-ти метров. Возим, возим неделю песок ротой в две смены, а продвигались на 10-12 метров.
         Строители укладывали плиты, давали временный проезд. Через год после усадки дорожного полотна производилась перекладка плит, выравнивание под отметку основания, сварка дорожных плит между собой, заделка швов спец. мастикой и получались длинные железобетонные нитки автомобильных дорог.
        Но первоначально на полигоне планировалось строить дороги по другому проекту, более экономному - так считала Москва: делать насыпь, а по ней укладывать бетонные полоски по ширине шин. Много пришлось руководству полигона доказывать непреложную истину, что прокладывание времянок обойдется государству дороже, так как в будущем все равно придется строить автомобильные дороги, способные выдерживать вес МАЗ-535  с ракетной нагрузкой на борту.
        На следующий год самосвальный парк роты по зимнику "выбросили" на 8-10 км вперед. Казарма уже стояла, рядом жили строители. Приступили к отсыпке дорожного полотна в двух направлениях "от себя". ГСМ для дорожной техники и автомобилей был завезен с запасом. Летом продукты сбрасывали с вертолета, наелись сухой картошки досыта. Кто вкушал сей продукт, знает "шо цэ такэ".
     
        К стартовым позициям прокладывали кабель: строители копали траншею, мы подвозили песок для подушки. Бывали случаи, когда самосвалы проваливались в болото. При вытаскивании машины разрывали, по частям свозили в ремонтную роту, где клепали новую раму, ремонтировали узлы и агрегаты, собирали и отправляли обновленный автомобиль снова в "бой", укреплять обороноспособность нашей Родины.
    Вот таким образом состоялось мое первое непосредственное участие в дорожном строительстве!

         О полигоне смотрите видео по адресу: Россия. Космодром "Северный". Союз-2  1Б. На www.youtube.com
     Северный космодром. Ч 1/2. На video.yandex.ru Видео о космодроме Мирный.

         Вокруг тайга и, соответственно, возможность охоты. Поехал как-то на выходные в город Архангельск покупать ружье. Нужной модели не оказалось. В универмаге купил малогабаритный магнитофон "Весна-2", катушка на 180 метров. Знатное событие для нашей таежной жизни того времени. В город Мирный ездили на автобусе через три КПП. Магнитофон подсоединяли к бортовой сети 12в. И вот при очередной поездке в г. Мирный на третьем КПП водитель дал большую перегазовку и мой МАГ замолк. Товарищи подсказали, что отремонтировать МАГ могут только ракетчики.Обратился к ним, они проверили и подсказали, где искать запчасти. В тайге, на трассе полета твердотопливных ракет. Иногда отдельные старты заканчивались на земле в период испытания ракет. Сходил и нашел транзисторы П-214 и П-217. Заменили вышедшие из строя детали и мой МАГ ожил. С тех пор использовал только батарейки или блок из спец. АКБ 12в.  

         В 1968 году авторота передислоцирована в Костромскую область под Красное-на-Волге. Болот нет. Грунтовые дороги в нормальном состоянии. Получили новые Зил-ММЗ-555. Возим грунт, песок по месту. Длинные рейсы в н.п. Плес за щебнем.



    На строительстве боевого района и автомобильной дороги 
        Совместная работа экскаватора и автомобиля
                                                                                                      в районе Красное-на-Волге.                                                                           ЗИЛ - ММЗ 555

         1969-71г.г. - строительство боевого района за г. Судиславль и на определенном участке автомобильной дороги Судиславль - Галич. Снова болота, вместо дорог - направления. Леса уже совершенно другие, да и болота пореже. Территорию под городок и автопарк пришлось вначале осушать, потом строить казарму.
        Автопарк отгрохали в соответствии с Наставлением по АТС для всего батальона. Такой же автопарк я увидел в Ново-Павловке в автомобильном батальоне подполковника Дорошенко В.Ф. Семьи жили в ДОСах населенного пункта Воронье, где находился УНР подполковника Субботина Ю.В.
        До расположения части в весеннюю распутицу ходили 4 км пешком в резиновых сапогах, основная обувь в тех краях. Только командир соседней части ездил на тракторе ДТ-75. Иногда цеплял прицеп и смелые забирались туда.

        И вот однажды наблюдаем картину: по такой дороге пробирается "Запорожец", застрянет в луже, из машины выбирается крупных размеров женщина, за передок и задок переставляет "броневичок" на сухое место вместе с водителем, садится в машину и вперед до следующей большой лужи. Есть на Руси еще женщины!  " И коня...", " И машину...

           На этой стройке БРК состоялось мое второе участие в дорожном строительстве! Но Боевой район достраивали и ставили на боевое дежурство уже без меня. В 1971 году я вместе с семьей - жена и двое детей, убыл в город Петровск - Забайкальский в 159 ОДСБр на строительство автодороги Иркутск - Чита.

          Волею Судьбы и Приказа через 20 лет вновь оказался в тех краях. Ракетные шахты взорваны, боевой район ликвидирован. Как говорят, "сердце кровью обливалось и душа стонала". В 1958 году Великобритания разместила на восточном побережье ракеты "ТОР", нацеленные на Москву. Наш район был ответом. Больно было осознавать это варварство, столько сил и средств, пота и здоровья положено на это строительство. Почему не консервация?... Это были уже времена М.Горбачева.

         Забайкалье ... К нему относят Бурятию и Забайкальский край." 
    Горсточку русских сослали
    В страшную глушь, за раскол.
    Землю да волю им дали
    ........................................ 
                          
    Так постепенно в полвека
    Вырос огромный посад -
    Воля и труд человека
    Дивные дивы творят!"

    Где ж та деревня?" -
     Далеко.
    Имя ей : Тарбагатай.

    ..................................
    Страшная глушь, за Байкалом...

    А.Н.Некрасов


            Сейчас довольно просто получить информацию о Забайкалье в целом: расположение на карте России, геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, реки и озера, ландшафт, транспортная инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство, сопредельные территории и их характеристика. Вышел в Интернет - смотри, читай, изучай.
         
         Мне довелось изучать эту информацию в приложении к военным делам в Ленинградской Ордена В.И.Ленина Академии Тыла и Транспорта, где в 1977 году защищал диплом на тему: "Дорожное обеспечение наступательной операции . . ." Дорожная сеть  соответствующих территорий была изучена досконально, в расчетах присутствовала и наша М-55. Нет секрета в том, что Генеральные штабы всех государств заблаговременно изучают ТВД и принимают соответствующие меры. Особенно в этом усердствуют США. Видно по их делам. Успешные ребята. С нашими не сравнишь. С Грузией еле справились. А теперь вместе готовятся вступать в НАТО.

         Об этих краях написано много книг: романы "Даурия" и "Отчий край" автор К.Ф.Седых, "Забайкальцы" и "Забайкальская старина" автор В.И.Балябин, "Звонок в историю" авт
    ор Г.Р.Граубин, "Любовь шаманки" автор Н.Кузаков и т.д. В Ленинграде в "Букинисте" нашел книгу "Семейщина" - о тех краях, откуда начиналось строительство нашего участка А/Д Мухор-Шибирь - Глинка.

    (Об этих краях смотрите Видео на RuTube Старообрядцы Семейские).




    Главный диспетчер 159-й ОДСБр  Офицер автослужбы 159-й ОДСБр. 



    На водительской конференции 159-й ОДСБр.
        Командный состав автомобильного батальона в/ч 12619.



    Командный состав Базы автотранспорта и механизации.
    Район памятника военным автомобилистам ВОВ под Брянском.


        На этом свои воспоминания заканчиваю. О строительстве А/Д в Забайкалье, об участии в выполнении Интернационального долга в ДРА очень хорошо написали все Товарищи.
       
        Большое, огромное спасибо нашему комбригу - генерал-майору В.Д.Ковшову. Присоединяюсь ко всем воспоминаниям о нем. Не оскудела Земля Русская своими Сыновьями! 
      Всем привет, здоровья, семейного счастья и нормальных, долгих лет жизни!
     С уважением.

     Фидченко Владимир Николаевич. 

    Ярославль.
    Март. 2012 год.


    Категория: Фидченко В.Н. Воспоминания офицера - автомобилиста. | Добавил: defaultNick (24.03.2012)
    Просмотров: 3919 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    4 Виктор  
    0
    Володя, читал твою статью и стихи. Буду рад с тобой пообщаться. Виктор Булатов. bulatova__galina@mail.ru тел. 8903 7571480

    3 Vladimir  
    0
    Спасибо за ФОТО ОФИЦЕРОВ В/Ч 12619 !!! Всех Вам благ !!!

    1 alexch  
    0
    Владимир Николаевич! Прочитал Ваше воспоминание с большим интересом. Хочу сказать, что это хорошее начало и мы все будем ждать продолжения о строительстве дороги в ЗабВО, службе в ДРА и т.д. Помню Вас по службе в Забайкалье. Мне хорошо запомнился увиденный в Хохотуе Ваш служебный автомобиль ГАЗ-69, хорошо подготовленный и укомплектованный для эксплуатации в суровых условиях. С уважением Чаботько Алексей Анатольевич

    2 defaultNick  
    0
    Анатолий Алексеевич! - Спасибо на добром слове. Признаюсь-в моих планах было продолжение воспоминаний, а после Вашего отзыва- тем более. Работаем с внуком Павликом над блоком фото о г. П-Заб. и декабристах. С уважением ФВН.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz