Четверг, 25.04.2024, 15:15

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография [1]
Ветеран 159 ОДСБр
Мы были первыми [1]
Воспоминания.
О пережитом.. [1]
Воспоминания

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Некрасовский Л.М. » Мы были первыми

    Некрасовский Л.М. Мы были первыми.

    Мы были первыми.


    Много мне в жизни повидать пришлось. Довоенные годы. Великая Отечественная. Послевоенная разруха.… Но формирование и разворачивание строительства автодороги Мухоршибирь – Глинка из памяти не выветрится никогда. Я считаю это одной из главных вех моей биографии.

                   В конце февраля 1971 года меня пригласили в Главное управление специального строительства Минобороны СССР (ГУСС МО) и предложили должность Заместителя командира бригады по тылу 159 ОДСБр, которая должна быть сформирована и дислоцироваться в городе Петровск – Забайкальский в Читинской области Забайкальского военного округа. Я свое согласие дал.  Здесь же  меня представили будущему командиру бригады подполковнику Субботину Юрию Владимировичу. Затем нас познакомили со всеми начальниками отделов и служб Главка, с которыми в будущем придется взаимодействовать.


     полковник Субботин Ю.В.

         Особо запомнилась беседа с начальником главка генерал-лейтенантом Вертеловым Константином Михайловичем. Величайшей души человек, строитель – профессионал высокого полета, поставил перед нами с командиром конкретные задачи на текущий момент и на перспективу. Инструктаж был короткий, но емкий:  «В первую очередь нужно на высоком уровне разместить и обустроить войска. В зиму части должны жить в теплых казармах. Забайкалье – это Вам, товарищи командиры, не Сочи, и даже не Подмосковье. 45 – 55 градусов мороза нормаль. Со своей стороны ГУСС МО сделает все возможное и невозможное для решения этого вопроса». И эту отеческую заботу мы почувствовали сразу по прибытию в Забайкалье.

       Одновременно была поставлена задача сразу приступить к развороту работ по строительству автодороги Иркутск – Чита на участке Мухоршибирь – Глинка протяженностью 220 километров с подъездами. Задачи нелегкие и, исключительно, ответственные. Мы это прекрасно понимали и были морально готовы к их выполнению.

        В начале марта 1971 года ми с комбригом Субботиным Ю.В. вылетели в Петровск – Забайкальский. При вылете мне было выдано 5 тысяч рублей для осуществления связи с Москвой. По прибытию в Петровск – Забайкальский я эти деньги сдал на почтовый узел связи района и, таким образом, проблем со связью с Москвой у нас не было. Сначала мы с комбригом познакомились с городом и окрестностями его для принятия решения: куда войсковые части размещать.

       Первостепеннейшей задачей стало скорейшее вхождение в контакт с городскими и районными партийными и государственными властями. Без их участия, естественно, никаких задач на территории района и города не решить. О нашем предназначении руководство района было проинформировано и, более того, им была поставлена задача областью сделать все, исключительно все, для обеспечения обустройства и нормальной жизнедеятельности бригады.

       Руководство района во главе с 1-м секретарем партии (жаль фамилия затерлась в памяти), Председателя райисполкома Кирюхина и другие руководители местной власти с большой ответственностью отнеслись к решению первоочередных наших задач. Особенно хочется отметить оказываемую помощь директора Металлургического завода Царева, который выделил нам помещение с оборудованием и связью для размещения управления бригады, что очень сильно помогло нам на первых порах. И ближайшее время завод выделил более 25 благоустроенных квартир для размещения семей офицеров.

       Немногим позже пребыли остальные руководители бригады: начальник штаба п/полковник Соловьев А.А., начальник политотдела п/полковник Мурзаев В.М., заместитель комбрига п/полковник Шевченко В.А., главный инженер бригады п/полковник Симонович Л.Н. и другие должностные лица бригады, которые сразу же включились в работу. 

       С первых же дней командир бригады и главный инженер, производственный и плановый отделы занялись организационными вопросами по размещению частей, их обустройства и строительства автодороги одновременно.

       А части начали прибывать уже в середине марта 1971 года.  В первые недели и месяцы они находилась в сложнейших условиях. Личный состав проживал в палатках и вагончиках, пищу приходилось принимать под открытым небом, условия помывки в бане и другие были далеки от нормали. Но офицеры и солдаты не роптали, понимали обстановку и трудились не покладая рук для создания этих нормальных условий.

       Приемка эшелонов, разгрузка, перемещение к местам постоянной дислокации – было непростой задачей. Техники и автотранспорта в то время почти не было, надежда была только на местных партийных и хозяйственных руководителей. И нам помогали, кто как мог.

      Передо мной была поставлена задача по материально-техническому и тыловому обеспечению производственных задач бригады.

            Сюда входило:

            обеспечение плотной связи с местным руководством, постановка на продовольственное и вещевое довольствие прибывающих частей в соответствующих службах Забайкальского военного округа,

            Обеспечение строительными материалами обустройство частей, организация строительства базы КМТС, складов ГСМ, складов взрывчатых веществ, столовых и т. д. снабжение ГСМ, обеспечение лесоматериалами, квартирные вопросы.

            Особенно большое внимание уделялось связям с руководством железнодорожной станции Петровский Завод, построению ж/д путей к Промбазе и базе КМТС. Нужно было установить деловые отношения с военным комендантом в городе Улан – Уде.

            Требовалось наладить очень хорошие взаимоотношения с Иркутским нефтеперерабатывающим заводом, обеспечить бесперебойную и качественную поставку щебня и песчаногравийной смеси (ПГС) и других строительных материалов.

          Чтобы решить этот комплекс задач, необходим здоровый, работоспособный коллектив. Нужны люди с максимальной работоспособностью и самоотдачей. Такими и оказались, прибывшие на комплектование служб тыла офицеры.

         Ведущей службой тыла был отдел материально-технического снабжения, возглавляемый подполковником Московцевым. Н.И. Прекрасный офицер и высокопрофессиональный тыловик. Он был главной опорой в моей работе. Под стать ему были начальники отделений службы тыла: начальник продовольственной службы капитан Зайцев И.М., начальник вещевой службы капитан Лукьянов, начальник материального отделения (занимался исключительно поставками железобетона и щебня) ст. лейтенант Эстрин В. (в будущем полковник) и многие другие. Нельзя не отметить начальника Базы КМТС майора Дерябина.

            Эти замечательные люди на своих плечах вытянули огромные трудности периода становления бригады, когда все в это тяжелое время упирается в снабжение. Но мы выдержали неимоверные нагрузки и бригада уже через пару месяцев вошла в нормальный ритм обустройства и строительства автодороги.   Безусловно,  все вопросы материально – технического обеспечения решались совместно со службой главного инженера: плановым отделением и производственным отделом.

                                Какие же вопросы в самый начальный период были решены конкретно.

            К началу прибытия воинских частей были определены их места дислокации, а это разброс по району на 150 километров, в селах района, где нужно было согласовать уйму вопросов, не считая генпланы военных городков и парковых зон.

           При оказании практической помощи начальника ж.д. станции Петровский Завод Ситникова нам была выделена площадка для выгрузки личного состава и техники. Он же оказал помощь в строительстве подъездных путей к базе КМТС, которая уже была создана и где уже был построен асфальтобетонный завод.

    Был решен вопрос обеспечения строек пиломатериалами по договоренности с  лесопильным заводом.

        В ЗабВО  бригаду полностью взяли на вещевое и продовольственное снабжение. Были налажены  прекрасные взаимоотношения с Военной комендатурой в Улан-Удэ и сбоя по обеспечению бригады железнодорожным транспортом не было.

          Хорошие деловые отношения были налажены с Иркутским нефтеперерабатывающим заводом по обеспечению битумом, соляркой, бензином и в результате провалов в обеспечении нефтепродуктами не было. А это немаловажно для бригады с мощнейшим механо и энерговооружением.

      Был прекрасно решен вопрос снабжения железобетоном и щебнем. 

         В бригаде была создана Ремонтная база во главе с п/полковником Черепухой Н.А., которая уже в первый период начала своевременно и качественно ремонтировать технику и автотранспорт.

          Промбаза начала выпуск бетонных и железобетонных изделий. Были построены элементарные пропарочные камеры, работающие на  передвижных парообразователях. А это была хорошая добавка к плановому снабжению. Собственный железобетон сглаживал срывы поставщиков. Качество было вполне удовлетворительным.  

         Бригада на первых порах пользовалась заправочной станцией города. Затем были построены свои заправочные, что полностью решило проблемы с заправкой механизмов. Горючее начало приходить в цистернах и сливалось в уже построенные подземные топливохранилища.

          К концу 1971 года жизнь бригады стабилизировалась. Личный состав вселялся в отапливаемые казармы. Появились и заселялись ДОСы. Хотя основная масса офицеров жила еще на съемных квартирах. Уместно сказать, что местные жители очень радушно относились к семьям офицеров и с радостью представляло им жилье.

        В бригаде при помощи военторга округа появился свой магазин, который обеспечивал семьи офицеров и прапорщиков продуктами жизнеобеспечения, в том числе и дефицитными товарами. Что само по себе было немаловажным фактом.

        Конечно, без огромной помощи извне практически нельзя было решить поставленные задачи.

    Особенно огромная помощь Главка. Офицеры – кураторы из управления из Москвы месяцами не вылезали из бригады. На любой чих по любым вопросам принимались немедленные меры. Все направлялось по – пожарному, включительно самолетами. Главное управление специального строительства Минобороны по  другому работать просто не умело. Лично Константин Михайлович Вертелов со своими ближайшими помощниками несколько раз посещал бригаду, а это что-то значило.

    Фото на память. 1971 год. Начальник главка Вертелов К.М. у памятника декабристам. Станция Петровский Завод.

           Необходимо отметить роль командования и служб Забайкальского военного округа, которое оказывало нам всемерную помощь в снабжении продовольствием и вещимуществом. Они также немедленно откликались на все наши запросы.  А помощь, оказываемую местной сельхозтехникой в выделении дефицитных запчастей. Техники и автотранспорта было направлено в первые же месяцы много. Ремонтной базы, естественно, никакой. Все ремонты делались на «коленке», снабжение запчастями еще не налажено, простои из-за поломок очень часты. И вот в этот период районная Сельхозтехника была золотой палочкой – выручалочкой. Огромное спасибо им за это.  Огромную работу по всем вопросам строительства взял на себя командир бригады Субботин Ю.В., который сумел настроить весь коллектив на решение поставленных задач. Прекрасный инженер, он по всем вопросам жизнедеятельности принимал своевременные и правильные, обоснованные решения.  Производственная деятельность бригады в основном была организована в двухсменном и трехсменном режиме. Ритмично и четко работало производственное отделение ПТО, возглавляемое  майором Вербицким Г.М. В бригаде регулярно проводились планерки, где решались обустройства и строительства дороги, отмечались недостатки и намечались пути их устранения. И, естественно, жесточайший контроль за исполнением поставленных задач.  В своих воспоминаниях я не могу не отметить главную, ведущую силу бригады – командиров батальонов. Если в Военно-строительном комплексе МО командиры отрядов имели основную задачу обеспечение строек личным составом (рабочей силой) то в дорожно-строительных бригадах батальон это и УНР и отряд в одном стакане. И, естественно, нагрузка на весь руководящий состав выше многократно. Поэтому я преклоняюсь перед комбатами: Вдовиченко Евгением Александровичем, Дорошенко Виктором Федоровичем, Зданчуком Александром Ивановичем, Черепухой Николаем Андреевичем, Науменко Петром Емельяновичем,  Гапоновым и многими другими. За выполнение планов строительно-монтажных работ в 1973 году было награждено государственными наградами 7 человек, в том числе ордена Трудового Красного Знамени удостоен командир 126 отдельного автомобильного батальона Дорошенко Виктор Федорович.


    к-р автобата Дорошенко В.Ф. и к-р дорожностроительного батальона Зданчук А.И.

                            Подводя итоги начального периода нужно выделить главное: Бригада была сформирована, обустроены все части и в зиму вошли с теплом. А это самое главное. Здесь необходимо отметить самоотверженный труд всех солдат, сержантов и офицеров. Все трудились в едином порыве, прекрасно понимая, что зима спросит строго.   Самое интересное, что уже в 1971 году части бригады приступили к подготовительным работам на трассе автодороги.   Нужно особо остановиться на работе политотдела бригады во главе с Мурзаевым Василием Михайловичем. Работа политотдела сводилась к тому, чтобы не было сбоев в организационных вопросах, всемерное укрепление воинской дисциплины, обеспечение культурно-массовой работы, работе с семьями офицеров и прапорщиков, их бытоустройством. Действенность этой работы подтверждалась тем, что крупных нарушений воинской дисциплины  и ЧП в бригаде не было.  Штаб бригады был на своем месте и свои функции исполнял успешно. Особенно хотелось бы отметить плодотворную работу подполковника Кондратенко А. Жаль, что он трагически погиб в 1974 году. Вечная ему память.  Нельзя не отметить и такие моменты в жизни бригады как  - оказание помощи в лечении личного состава со стороны руководства районной больницы до прибытия в бригаду своего госпиталя. Заслугой этого факта была у начальника медслужбы бригады майора Медведева В.М. - оказание помощи в культурномассовой работе со стороны директора педучилища Бабушкина В.М. и директора спкцшколы Соболева Н.В.  - всемерная помощь дирекции  и парткома Металлургического завода (главный инженер Шварц, секретарь парткома завода Бормашенко Р.) , начальников цехов (Токарев и другие) в оказании помощи в снабжении металлом и другими материалами. С благодарностью мы обращаемся и к хлебозаводу, мясокомбинату за оказание серьезных услуг бригаде. Нельзя не упомянуть о совместной работе бригадного ВАИ (начальник капитан Попов) с районным ГАИ, которое способствовало решению вопросов дорожного движения и предотвращения аварий и чрезвычайных происшествий.  Бригада всемерно участвовала в общественной жизни города и района. Как в Петровске, так и в поселках размещения личного состава.  При активном содействии бригады в городе была построена телевышка, и не только в городе.  Проводились совместные с руководством района и города различные мероприятия и торжественные собрания.  За короткий срок была построена городская гостиница и Дом Культуры и тоже не без участия военных дорожных строителей.        Население пользовалось нашими магазинами военторга. Если говорить коротко, то пребывание бригады в городе Петровск Забайкальский внесло цивилизацию, уже не говоря о важности построенных дорог. Раньше в бездорожье и в распутицу до города Улан – Удэ добирались около суток, а со строительством асфальтной дороги на это стало уходить несколько часов при любой погоде. Цивилизация не на словах, а на деле. Я перевелся с бригады в 1974 году. Но никогда не переставал интересоваться судьбой бригады и ее коллектива. Прекрасно был всегда осведомлен о ее успехах на строительстве автодороги и в боевых условиях Афганистана.  Да здравствует наша 159! Честь и хвала ее многотысячному коллективу, который никогда не сгибался перед любыми трудностями.


     Встреча ветеранов Отдельных дорожно-строительных бригад,

    посвященная 60-летию ПОБЕДЫ. Москва. 6 мая.2005 года.

     Ветеран

    159 Отдельной дорожно-строительной бригады,

    участник Великой Отечественной войны

    полковник Некрасовский Леонид Моисеевич.


    (Далее)

    Категория: Мы были первыми | Добавил: defaultNick (23.12.2011)
    Просмотров: 1205 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Evgenia  
    0
    2. Счастливцева Евгения Викторовна  - инженер отдела снабжения 159 ОДСбр с апреля 1971 г. Воспоминания Леонида Моисеевича затронули душу, т.к. в марте 1971г. с Перьми-76 мой муж дислоцировал водителей для штаба бригады. Некрасовский очень ответственный, грамотный, уважаемый всеми. При таком тыловике и работали мы все с радостью. Ему долгих лет жизни!

    1 Михаил Николаевич Зайцев  
    0
    Уважаемый Леонид Моисеевич! Смею поправить Вас в своих данных - я бывший начальник продовольственного снабжения 159 бригады. Кроме того хочу добавить, что начальником вещевого снабжения был Виктор Фоменко.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz