Окончание. После Афганистана в 1984 году меня
разыскал в Москве мой бывший начальник Меньшенин Ю.М., который в то время был
преподавателем главного военно-строительного ВУЗа - ВИТКУ в Ленинграде. Я с
большой радостью пригласил неожиданного гостя к себе домой. И как всегда после
большой разлуки вначале, пока не улеглось волнение, бестолковые и ничего
незначащие вопросы и такие же невнятные ответы. И первая рюмка за встречу, а
затем вторая. И наш третий...
И тут Юрий Михайлович меня
спрашивает:
- А ты знаешь, что Виталика
Губарева нет?
- Как?!
- Погиб в автомобильной катастрофе в
Ленинграде, на перекрестке, врезавшись на мотоцикле в переднее колесо КрАЗа.
Кровь ударила мне в виски. Как так
можно? Пройти через непростые испытания 40- градусными морозами,
неустроенностью службы и быта инженера-дорожника в Забайкалье, одни только
воспоминания о которых даже сейчас леденят душу. Пройти через 40-градусную
жару, инфекции и грязь Афганистана, подвергая свою жизнь и здоровье
каждодневному риску потерять их на его пыльных дорогах.
Пройти через все это и погибнуть в
солнечный день на улице одного из прекраснейших и красивейших городов Европы!
Сегодня, листая страницы альбома с
пожелтевшими от долгих лет фотографиями, думаю: а может я оказался косвенной
причиной его гибели? Уговорил же его остаться в армии.
Да или нет? Наверное, нет? Судьба!
В подтверждение моих раздумий о
короткой, но яркой жизни друга неожиданно наткнулся на стихотворные строки
военного пенсионера, полковника медицинской службы Гаврюшкина Александра
Евгеньевича, дающие некоторый ответ на мои сомнения:
Судьба, как карты, нашу жизнь
тасует,
Раскладывая странный свой пасьянс.
Она смеется, плачет и балует.
В ее руках огонь и лед - альянс.
Вперед на годы график составляет
Удач, трагедий и случайных встреч.
Про каждого из нас она все знает,
Даруя счастье или кары меч.
* Гошгар - в переводе
с азербайджанского "смелый", Оглы - "сын"
** "барбухайки"
- грузовые машины в Афганистане. Для дешевизны приходят в страну в заводской
комплектации как шасси, т.е. без кузова, а бывает и без кабины. Если мотор
четырехцилиндровый, грузовик называют 'рокэт', 6-ти цилиндровый - 'шеш' (на
фарси значит 'шесть'). В ремесленной мастерской устанавливают огромный кузов с
высокими бортами и вместительную шестиместную кабину (для пассажиров). Затем
машину "оживляют". На кабине везде, где только можно, водитель
развешивает металлические украшения, бляшки, мониста, флажки с изречениями из
корана, кисточки. В кабине устанавливают множество зеркалец, а над ветровым
стеклом с внешней стороны рисуют два больших ока - отвести дурной глаз. На
усиленных металлом стенках кузова вырисовывают живописные картины: Мекка,
Тадж-Махал, крылатые кони, птицы и др. Все внешние части машины, которых не
касалась кисть, красят в разные, наиболее яркие, цвета.
(Далее)
|