Четверг, 17.08.2017, 16:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Виталий, Смелого Сын. [1]
Афганские истории
Виталий, Смелого Сын. Продолжение. [1]
Виталий, Смелого Сын.Окончание.
Виталий, Смелого сын. Окончание. [1]
Комбриг раз [1]
О командире и учителе
Дорога длиною в жизнь [1]
Наш штришок на земном шарике
прапорщик Дима. [1]
Прапорщик Дима (Окончание) [1]
Повесть о настоящем прапорщике.
Мулла. [1]
Инициатива наказуема. [1]
Другу. [1]
Другу (Окончание). [1]
Дорожная рапсодия Часть 1 [1]
Дорожная рапсодия. Часть 2 [1]
Чаботько А.А. Рвение. [1]
По следам пожелтевших фотографий.
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи. [1]
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи (Продолжение). [1]
Воспоминания о службе в Афгане
Чаботько А.А. Цена ошибки. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Чаботько А.А. » Виталий, Смелого Сын.

    Чаботько А.А. Виталий. Смелого Сын.

    Виталий, Смелого Сын.

                  В советское время, несмотря на огромное число военных училищ, в войсках ощущался дефицит офицерских кадров, особенно низового звена. Наиболее острой эта проблема была в военных дорожно-строительных бригадах. Комплектование должностей командиров взводов, зампотехов рот, помощников начальников различных служб батальонов производилось частично за счет выпускников инженерных и строительных военных училищ, офицеров из других родов войск, переведенных в порядке наказания после "залетов" или по состоянию здоровья, а в основном из числа офицеров запаса.


            Были в наших "стройных" рядах общевойсковики, связисты, даже десантник один оказался. В соседнем же батальоне я однажды встретил своего однокурсника Валеру Волка, с которым прожил пять лет в одной комнате в институтском общежитии. Он тоже был двухгодичником, но женился на местной "забайкалочке", поддался на уговоры жены и остался в армии.

            Несмотря на короткий срок службы, выпускники институтов в основном достойно служили, познавали с интересом особенности специальностей инженера-дорожника или инженера-механика и в отличие от некоторых кадровых офицеров могли быть им примером в исполнении своих должностных обязанностей.

       Среди офицеров, окончивших военные училища, были и такие личности, которые, как говорил мой командир в Салтыковке полковник Соннов В.Н., "забили на службу военно-морской болт".

        Они не видели, да и не хотели видеть, перспектив в службе, выполняли свои обязанности спустя рукава, пьянствовали. А за них "пахали" другие, неся дополнительные нагрузки.


            В нашей части существовала давняя традиция торжественных проводов в августе месяце отслуживших свой срок офицеров - двухгодичников. В воскресный день возле длинного, нижнего ДОСа накрывался почти такой же длины стол. После торжественной речи комбата и вручения виновникам торжества благодарственных грамот все офицеры и прапорщики батальона (за исключением дежурной службы) чествовали покидавших нас ребят, со многими из которых мы по-настоящему сдружились.


       Тостующий - начпрод Кустов И., правее третий Матюшкин, пятый  Коновалов А., седьмой  Цвикевич


         С теплотой в душе вспоминаются мне наш комсорг батальона Коновалов Саша из Томска (отрабатывал приемы карате на чучеле, а потом ударом ноги помял однажды мне эмблему на шинели. Я же удара толком не почувствовал), старший помощник начальника снабжения Киреев Виктор из Новосибирской области, замполит 3-ей роты Витченко Саша из Уренгоя, командир дорожного взвода Кузин Слава из Саратовской области и другие.

       А мой земляк минчанин Саша Борисов! Чего стоит его приглашение на постой к себе в тепляк, когда по прибытию в часть местом моего временного проживания была определена комната в холодной, провонявшей лекарствами, санчасти.

       Тепляк представлял собой в Сибири и Забайкалье бревенчатую хозяйственную постройку, разделенную на две половины. Первая используется в теплое время года как летняя кухня, а зимой предназначена для отопления второй половины, где находятся домашние животные: свиньи, козы и пр.

       Местным жителям вдвойне было выгодно сдавать тепляк офицерам, т.к. зимой не нужно было его самим отапливать, а постояльцы за проживание платили еще и деньги.

       В полной мере я вкусил прелести проживания в Сашиных "теплячных" апартаментах. Вечером после службы на раскаленной докрасна плите готовиться ужин, на столе стоит бутылка водки или коньяка. Поужинали. Поиграли в карты. Еще чуть-чуть добавили. Жарко и от протопленной плиты и от спиртного. Открываем единственную дверь и выбегаем в нательном белье "до ветру". На улице морозец 25-30 градусов. Светит с безоблачного неба луна, ярко мерцают звезды, искрится в лунном свете бело-голубой снег. Тишина до звона в ушах. Романтика!


       В 1978 году, осенью, после окончания вузов снова начали прибывать в батальон на замену ушедшим офицеры - двухгодичники. Один из них был направлен к нам в техническую часть на должность начальника автослужбы батальона.

       Звали его, как он нам сам представился, Виктором. Он закончил в Ростове-на-Дону с отличием политехнический институт. Обладал приличными знаниями устройства строительно-дорожной техники, прирожденным техническим нюхом находить причины неисправностей машин и непреодолимым желанием разобраться в самой сложной и запутанной технической или жизненной ситуации. Он быстро завоевал авторитет среди офицеров, прапорщиков и военнослужащих срочной службы части.


           В крови Виталия (имя по документам) Губарева текла жгучая смесь восточной и южно-российской кровей. Его отец был азербайджанцем, а мать казачкой. Когда сыну исполнилось несколько лет, отец их с матерью покинул и поэтому Виктор отца не помнил. Мать приложила все силы и любовь, чтобы вырастить сына достойным человеком и оградить его от хулиганского нрава Ростова-папы.

       Витя с большой нежностью в голосе всегда говорил и вспоминал о своей маме.

             В это время я уже исполнял обязанности зампотеха батальона и в лице Виктора нашел надежного помощника и товарища по службе.

            С автомобилями у нас проблем хватало: не было нормальной ремонтно-эксплуатационной базы, техника ремонтировалась под открытым небом. Часть автотранспорта простаивала из-за отсутствия водителей, оборотного фонда двигателей и других агрегатов. Личный состав вывозили на участки строительства дороги на открытых машинах. В начале своей службы на собственной шкуре пришлось испытать "удовольствие" от проезда в открытом зимним ветрам кузове автомобиля: слетавшие с носа жидкие сопли звонкой сосулькой бились о деревянный борт.

            Все вопросы, касающиеся эксплуатации автотранспорта, Виктор взвалил на свои плечи, дав возможность мне больше времени уделять использованию строительно-дорожных машин на объектах дорожного строительства и их ремонту.

           

          Был у нас анекдотичный случай, когда я заехал в соседний лесхоз к механику перехватить запасных частей и увидел в углу гаража брошенный автобус на шасси ГАЗ-51. Спросил у механика-бурята, что с автобусом? А он отвечает, что получили новый, а этот слегка разукомплектован, нет нескольких сидений, отдельных стекол и самое важное неисправен двигатель, требует замены сцепление. Спросил его: - За сколько отдашь? Сторговались за две бутылки водки, за которыми тут же послали водителя.

           Механик пригласил к себе домой на пельмени из конины. Он жил недалеко от лесхоза в небольшой деревушке. Ее вид сильно отличался от сельских поселений в Европейской части Союза. Было ощущение какой-то пустоты от отсутствия плодовых деревьев и ягодных кустарников, мизерности огородов. Только небольшой палисадник перед домом и огороженное редкими жердями поле под картофель. А дальше необъятный простор долины реки Хилок и темная полоса покрытых тайгой сопок.

          Мы с морозу вошли в избу, которая не имела даже открытого крыльца, впустив в дом холодный воздух. Он смешался с влажным горячим паром кухни, образовав туманную завесу. У горящей печи хлопотала плосколицая бурятка, одетая в засаленные юбку и сарафан. Из-за дверного проема второй половины избы выглядывали любопытные черно-коричневые пуговки глаз детей.

       Хозяин пригласил за большой стол, в пазах которого между досками просматривалась затвердевшая, блестящая от жира, масса остатков пищи. От поставленных перед нами дымящихся с пельменями тарелок шел непривычный для меня запах. Тошнотворный комок подкатил к горлу. После первого полстакана водки с трудом смог съесть только одну пельменину, в основном налегал на хлеб. После третьего стакана, захмелев, сумел пересилить себя и попробовать пищу. Оказалось очень даже вкусно. Вторая бутылка водки позволила как следует осмотреться и взглянуть на хозяйку как на женщину.


        По совету командира 1-ой роты Паука А.С. быстро отремонтировали двигатель на гражданском заводе в Бурятии. Виктор с водителем восстановили остекление и сидения, соорудили самодельное устройство обогрева салона от вентилятора двигателя. Зимой благодарностей в наш адрес от сослуживцев за комфортную езду в автобусе было не счесть.

       За год совместной службы с Виктором мы сильно сдружились, секретов друг от друга особых не было. Виктор стал задумываться о своей дальнейшей судьбе, наша непростая служба ему нравилась с профессиональной точки зрения, но смущало отсутствие нормальных жилищных условий.

       Вопрос о назначении меня на должность зампотеха батальона по обещанию комбрига должен был быть решен после передислокации части на Дальний Восток. В связи с этим перед Губаревым открывалась перспектива (в случае его согласия остаться в Вооруженных Силах) назначения на капитанскую должность. Мои аргументы и доводы в пользу такого решения сыграли впоследствии немаловажную роль.

     

          После передислокации части на Дальний Восток мы с Виктором на короткое время расстались, так как мне предстояло обеспечить сдачу оставшейся в Забайкалье строительно-дорожной техники в капитальный ремонт. Очередная встреча состоится у нас с ним почти через год уже на станции Уч-Кызыл под Термезом.

         Ввод войск в Афганистан перепутал все наши с Губаревым честолюбивые замыслы по поводу новых должностей. Зампотехом батальона механизации был назначен, переведенный из Монголии с такой же должности, майор Меньшенин Юрий Михайлович, который обладал исключительными знаниями и опытом обустройства машиностроительного парка в полевых условиях, эксплуатации и ремонта строительно-дорожной техники с гидроприводом. Работать под его руководством было легко и интересно.

        В нашей технической части сложился небольшой дружный коллектив единомышленников, которые были объединены, несмотря на разные характеры и темпераменты, одной общей целью - создать в короткие сроки в сложнейших климатических и бытовых условиях ремонтно-эксплуатационную базу батальона механизации. Главной задачей такой базы являлось обеспечение техникой строительства военных городков, штабов, складов, подъездных путей в различных районах Афганистана.

       Кроме нас в состав техчасти входили помощник зампотеха лейтенант Жевталюк Юрий (двухгодичник), начальник склада РТИ прапорщик Гаврилюк Василий, писарь рядовой (фамилии, к сожалению, не помню, но звали его Михал Михалычем) со спокойным непробиваемым характером, с колоритной внешностью и нехилой фигурой.

       Как-то бойцы поймали большого и неповоротливого хомяка и отдали его нам в техчасть. Жил он в большой стеклянной банке в своем гнезде из бумаги, его все подкармливали и любили за ним наблюдать. А назвали его - Михал Михалычем.

     

       К концу 1980 года парковая зона 1720 отдельного батальона механизации была полностью обустроена в Теплом Стане на окраине Кабула. Она включала в себя: две ротные стоянки на 250 машин, два крытых пункта технического обслуживания и ремонта техники, заглубленный склад ГСМ с раздаточными колонками, пункт мойки, капитальный КТП с помещениями для дежурной смены и техчасти, площадку инструктажа водителей и старших машин, класс с навесом для проведения занятий с личным составом, ротные каптерки и батальонный склад для хранения техимущества и запасных частей. Парк 1-й роты был размещен на "Буграх" рядом со штабом 40-й армии.

     

         Задействованная на объектах строительства и в автомобильных колоннах техника была новой, но требовала своевременного проведения технического обслуживания, в условиях чрезмерной запыленности и тяжелых глинисто-скальных грунтов периодически выходила из строя из-за случайно возникающих неисправностей. Обеспечение батальона запасными частями в начальный период налажено не было. Иногда из-за какого-нибудь сальника простаивала мощная дорожно-строительная или транспортная машина. В таких случаях в полной мере проявлялись смекалка, талант механика и глубокие технические знания начальника автослужбы Губарева Виталия Гошгар Оглы*.

       Помню, как однажды вечером застучал двигатель дизель-генератора, обеспечивающего электроэнергией различные службы батальона. Неожиданно погрузились в темноту палаточный городок, хозяйственные постройки и парковая зона части. Ужин еще не был полностью приготовлен. Резервного источника питания не было.

       По команде Виктора солдаты подогнали 16-ти тонный автокран КС-4561, на шасси автомобиля КрАЗ. Привод у этого крана электрический от собственного генератора трехфазного тока, который может выдавать мощность до 40 квт. Подключили провода электрической сети части к генератору автокрана и смогли в нормальной обстановке обеспечить ужин людей и освещение помещений и территории батальона до рассвета.


       Виктор отзывался на все просьбы товарищей, старался помочь им и словом и делом.

         Отстало техзамыкание с неисправными машинами от колонны и начальник автослужбы с ремонтниками, запасными частями и автокраном, несмотря на риск в поздний час попасть под обстрел, устремляется помочь старшему технику роты, оказавшемуся в затруднительном положении.

       Провалился БТР в пропасть у соседей - мотострелков и Витя двумя 16-ти тонными кранами, умело руководя синхронной работой крановщиков, вытаскивает боевую машину. О чем затем с благодарностью рассказывает нашему комбату Лукашенко П.И. заместитель командира 108 МСД.

       С колонной тяжелых машин батальона, состоящей из тягачей КрАЗ-255 и тракторов К-701 "Кировец" с прицепами-тяжеловозами, всегда в качестве начальников колонны ходили военнослужащие нашей техчасти. А с тяжелой землеройной техникой или громоздкими строительными конструкциями на прицепе по дорогам Афганистана сильно не разгонишься.

       Довелось и Виктору в полной мере насладиться равнинными просторами Афганистана от Аму-Дарьи до Мазари-Шарифа, оазисами в районе Ташкургана, виноградниками и садами Чарикарской "зеленки", первозданными и ошеломляющими горными пейзажами Гиндукуша, когда дорога забирается все выше и выше в горы. Чаще всего она идет вдоль русла горной реки. Внизу, призывно маня своей свежестью, шумит серо-голубой водный поток. Над ним в тесноте скал втиснулись домики горных селений, освобождая как можно больше места для лоскутного покрывала земляных наделов. На миниатюрных полях трудятся местные крестьяне, используя примитивные орудия труда: мотыгу и деревянную соху.


    Дороги Афгана. За 2-3 рейса молодой водитель становился профи.


       Чем ближе к горным вершинам, тем сильнее сгущается туман, а может это вовсе и не туман, а обволакивающие их облака. Видимость сокращается до нескольких десятков метров и поэтому скорость движения минимально возможная. А вдруг двигатель не сможет вытащить многотонный прицеп с грузом и заглохнет! В сторону обрыва лучше не глядеть - пропасть, бездна. Секундная расслабленность, одно неосторожное движение и ...


     

     

    Категория: Виталий, Смелого Сын. | Добавил: defaultNick (06.01.2012)
    Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz