Виталий,
Смелого Сын.
В советское
время, несмотря на огромное число военных училищ, в войсках ощущался дефицит
офицерских кадров, особенно низового звена. Наиболее острой эта проблема была в
военных дорожно-строительных бригадах. Комплектование должностей командиров
взводов, зампотехов рот, помощников начальников различных служб батальонов
производилось частично за счет выпускников инженерных и строительных военных
училищ, офицеров из других родов войск, переведенных в порядке наказания после
"залетов" или по состоянию здоровья, а в основном из числа офицеров
запаса.
Были в наших "стройных" рядах общевойсковики, связисты, даже
десантник один оказался. В соседнем же батальоне я однажды встретил своего
однокурсника Валеру Волка, с которым прожил пять лет в одной комнате в институтском
общежитии. Он тоже был двухгодичником, но женился на местной
"забайкалочке", поддался на уговоры жены и остался в армии.
Несмотря на короткий срок службы, выпускники институтов в основном
достойно служили, познавали с интересом особенности специальностей
инженера-дорожника или инженера-механика и в отличие от некоторых кадровых
офицеров могли быть им примером в исполнении своих должностных обязанностей.
Среди офицеров, окончивших военные
училища, были и такие личности, которые, как говорил мой командир в Салтыковке
полковник Соннов В.Н., "забили на службу военно-морской болт".
Они не видели, да
и не хотели видеть, перспектив в службе, выполняли свои обязанности спустя
рукава, пьянствовали. А за них "пахали" другие, неся дополнительные
нагрузки.
В
нашей части существовала давняя традиция торжественных проводов в августе
месяце отслуживших свой срок офицеров - двухгодичников. В воскресный день возле
длинного, нижнего ДОСа накрывался почти такой же длины стол. После торжественной
речи комбата и вручения виновникам торжества благодарственных грамот все
офицеры и прапорщики батальона (за исключением дежурной службы) чествовали
покидавших нас ребят, со многими из которых мы по-настоящему сдружились.
Тостующий - начпрод Кустов И., правее третий Матюшкин,
пятый Коновалов А., седьмой Цвикевич
С теплотой
в душе вспоминаются мне наш комсорг батальона Коновалов Саша из Томска
(отрабатывал приемы карате на чучеле, а потом ударом ноги помял однажды мне
эмблему на шинели. Я же удара толком не почувствовал), старший помощник
начальника снабжения Киреев Виктор из Новосибирской области, замполит 3-ей роты
Витченко Саша из Уренгоя, командир дорожного взвода Кузин Слава из Саратовской
области и другие.
А мой земляк минчанин
Саша Борисов! Чего стоит его приглашение на постой к себе в тепляк, когда по
прибытию в часть местом моего временного проживания была определена комната в
холодной, провонявшей лекарствами, санчасти.
Тепляк представлял собой в Сибири и
Забайкалье бревенчатую хозяйственную постройку, разделенную на две половины.
Первая используется в теплое время года как летняя кухня, а зимой предназначена
для отопления второй половины, где находятся домашние животные: свиньи, козы и
пр.
Местным жителям вдвойне было
выгодно сдавать тепляк офицерам, т.к. зимой не нужно было его самим отапливать,
а постояльцы за проживание платили еще и деньги.
В полной мере я вкусил прелести
проживания в Сашиных "теплячных" апартаментах. Вечером после службы
на раскаленной докрасна плите готовиться ужин, на столе стоит бутылка водки или
коньяка. Поужинали. Поиграли в карты. Еще чуть-чуть добавили. Жарко и от
протопленной плиты и от спиртного. Открываем единственную дверь и выбегаем в
нательном белье "до ветру". На улице морозец 25-30 градусов. Светит с
безоблачного неба луна, ярко мерцают звезды, искрится в лунном свете
бело-голубой снег. Тишина до звона в ушах. Романтика!
В 1978 году, осенью, после
окончания вузов снова начали прибывать в батальон на замену ушедшим офицеры -
двухгодичники. Один из них был направлен к нам в техническую часть на должность
начальника автослужбы батальона.
Звали его, как он нам сам
представился, Виктором. Он закончил в Ростове-на-Дону с отличием
политехнический институт. Обладал приличными знаниями устройства
строительно-дорожной техники, прирожденным техническим нюхом находить причины
неисправностей машин и непреодолимым желанием разобраться в самой сложной и
запутанной технической или жизненной ситуации. Он быстро завоевал авторитет
среди офицеров, прапорщиков и военнослужащих срочной службы части.
В крови
Виталия (имя по документам) Губарева текла жгучая смесь восточной и
южно-российской кровей. Его отец был азербайджанцем, а мать казачкой. Когда
сыну исполнилось несколько лет, отец их с матерью покинул и поэтому Виктор отца
не помнил. Мать приложила все силы и любовь, чтобы вырастить сына достойным
человеком и оградить его от хулиганского нрава Ростова-папы.
Витя с большой нежностью в голосе
всегда говорил и вспоминал о своей маме.
В
это время я уже исполнял обязанности зампотеха батальона и в лице Виктора нашел
надежного помощника и товарища по службе.
С
автомобилями у нас проблем хватало: не было нормальной
ремонтно-эксплуатационной базы, техника ремонтировалась под открытым небом.
Часть автотранспорта простаивала из-за отсутствия водителей, оборотного фонда
двигателей и других агрегатов. Личный состав вывозили на участки строительства
дороги на открытых машинах. В начале своей службы на собственной шкуре пришлось
испытать "удовольствие" от проезда в открытом зимним ветрам кузове
автомобиля: слетавшие с носа жидкие сопли звонкой сосулькой бились о деревянный
борт.
Все
вопросы, касающиеся эксплуатации автотранспорта, Виктор взвалил на свои плечи,
дав возможность мне больше времени уделять использованию строительно-дорожных
машин на объектах дорожного строительства и их ремонту.
Был
у нас анекдотичный случай, когда я заехал в соседний лесхоз к механику
перехватить запасных частей и увидел в углу гаража брошенный автобус на шасси
ГАЗ-51. Спросил у механика-бурята, что с автобусом? А он отвечает, что получили
новый, а этот слегка разукомплектован, нет нескольких сидений, отдельных стекол
и самое важное неисправен двигатель, требует замены сцепление. Спросил его: -
За сколько отдашь? Сторговались за две бутылки водки, за которыми тут же
послали водителя.
Механик
пригласил к себе домой на пельмени из конины. Он жил недалеко от лесхоза в
небольшой деревушке. Ее вид сильно отличался от сельских поселений в
Европейской части Союза. Было ощущение какой-то пустоты от отсутствия плодовых
деревьев и ягодных кустарников, мизерности огородов. Только небольшой
палисадник перед домом и огороженное редкими жердями поле под картофель. А дальше
необъятный простор долины реки Хилок и темная полоса покрытых тайгой сопок.
Мы с морозу
вошли в избу, которая не имела даже открытого крыльца, впустив в дом холодный
воздух. Он смешался с влажным горячим паром кухни, образовав туманную завесу. У
горящей печи хлопотала плосколицая бурятка, одетая в засаленные юбку и сарафан.
Из-за дверного проема второй половины избы выглядывали любопытные
черно-коричневые пуговки глаз детей.
Хозяин пригласил за большой стол, в
пазах которого между досками просматривалась затвердевшая, блестящая от жира,
масса остатков пищи. От поставленных перед нами дымящихся с пельменями тарелок
шел непривычный для меня запах. Тошнотворный комок подкатил к горлу. После
первого полстакана водки с трудом смог съесть только одну пельменину, в
основном налегал на хлеб. После третьего стакана, захмелев, сумел пересилить
себя и попробовать пищу. Оказалось очень даже вкусно. Вторая бутылка водки
позволила как следует осмотреться и взглянуть на хозяйку как на женщину.
По совету командира 1-ой роты Паука
А.С. быстро отремонтировали двигатель на гражданском заводе в Бурятии. Виктор с
водителем восстановили остекление и сидения, соорудили самодельное устройство
обогрева салона от вентилятора двигателя. Зимой благодарностей в наш адрес от
сослуживцев за комфортную езду в автобусе было не счесть.
За год совместной службы с Виктором
мы сильно сдружились, секретов друг от друга особых не было. Виктор стал
задумываться о своей дальнейшей судьбе, наша непростая служба ему нравилась с
профессиональной точки зрения, но смущало отсутствие нормальных жилищных
условий.
Вопрос о назначении меня на
должность зампотеха батальона по обещанию комбрига должен был быть решен после
передислокации части на Дальний Восток. В связи с этим перед Губаревым
открывалась перспектива (в случае его согласия остаться в Вооруженных Силах)
назначения на капитанскую должность. Мои аргументы и доводы в пользу такого
решения сыграли впоследствии немаловажную роль.
После передислокации части на
Дальний Восток мы с Виктором на короткое время расстались, так как мне
предстояло обеспечить сдачу оставшейся в Забайкалье строительно-дорожной
техники в капитальный ремонт. Очередная встреча состоится у нас с ним почти
через год уже на станции Уч-Кызыл под Термезом.
Ввод войск в Афганистан перепутал
все наши с Губаревым честолюбивые замыслы по поводу новых должностей.
Зампотехом батальона механизации был назначен, переведенный из Монголии с такой
же должности, майор Меньшенин Юрий Михайлович, который обладал исключительными
знаниями и опытом обустройства машиностроительного парка в полевых условиях,
эксплуатации и ремонта строительно-дорожной техники с гидроприводом. Работать
под его руководством было легко и интересно.
В
нашей технической части сложился небольшой дружный коллектив единомышленников,
которые были объединены, несмотря на разные характеры и темпераменты, одной
общей целью - создать в короткие сроки в сложнейших климатических и бытовых
условиях ремонтно-эксплуатационную базу батальона механизации. Главной задачей
такой базы являлось обеспечение техникой строительства военных городков,
штабов, складов, подъездных путей в различных районах Афганистана.
Кроме нас в состав техчасти входили
помощник зампотеха лейтенант Жевталюк Юрий (двухгодичник), начальник склада РТИ
прапорщик Гаврилюк Василий, писарь рядовой (фамилии, к сожалению, не помню, но
звали его Михал Михалычем) со спокойным непробиваемым характером, с колоритной
внешностью и нехилой фигурой.
Как-то бойцы поймали большого и
неповоротливого хомяка и отдали его нам в техчасть. Жил он в большой стеклянной
банке в своем гнезде из бумаги, его все подкармливали и любили за ним
наблюдать. А назвали его - Михал Михалычем.
К концу 1980 года парковая зона
1720 отдельного батальона механизации была полностью обустроена в Теплом Стане
на окраине Кабула. Она включала в себя: две ротные стоянки на 250 машин, два
крытых пункта технического обслуживания и ремонта техники, заглубленный склад
ГСМ с раздаточными колонками, пункт мойки, капитальный КТП с помещениями для
дежурной смены и техчасти, площадку инструктажа водителей и старших машин,
класс с навесом для проведения занятий с личным составом, ротные каптерки и
батальонный склад для хранения техимущества и запасных частей. Парк 1-й роты
был размещен на "Буграх" рядом со штабом 40-й армии.
Задействованная на объектах
строительства и в автомобильных колоннах техника была новой, но требовала
своевременного проведения технического обслуживания, в условиях чрезмерной
запыленности и тяжелых глинисто-скальных грунтов периодически выходила из строя
из-за случайно возникающих неисправностей. Обеспечение батальона запасными
частями в начальный период налажено не было. Иногда из-за какого-нибудь
сальника простаивала мощная дорожно-строительная или транспортная машина. В
таких случаях в полной мере проявлялись смекалка, талант механика и глубокие
технические знания начальника автослужбы Губарева Виталия Гошгар Оглы*.
Помню, как однажды вечером застучал
двигатель дизель-генератора, обеспечивающего электроэнергией различные службы
батальона. Неожиданно погрузились в темноту палаточный городок, хозяйственные
постройки и парковая зона части. Ужин еще не был полностью приготовлен.
Резервного источника питания не было.
По команде Виктора солдаты
подогнали 16-ти тонный автокран КС-4561, на шасси автомобиля КрАЗ. Привод у
этого крана электрический от собственного генератора трехфазного тока, который
может выдавать мощность до 40 квт. Подключили провода электрической сети части
к генератору автокрана и смогли в нормальной обстановке обеспечить ужин людей и
освещение помещений и территории батальона до рассвета.
Виктор отзывался на все просьбы
товарищей, старался помочь им и словом и делом.
Отстало
техзамыкание с неисправными машинами от колонны и начальник автослужбы с
ремонтниками, запасными частями и автокраном, несмотря на риск в поздний час
попасть под обстрел, устремляется помочь старшему технику роты, оказавшемуся в
затруднительном положении.
Провалился БТР в пропасть у соседей
- мотострелков и Витя двумя 16-ти тонными кранами, умело руководя синхронной
работой крановщиков, вытаскивает боевую машину. О чем затем с благодарностью
рассказывает нашему комбату Лукашенко П.И. заместитель командира 108 МСД.
С колонной тяжелых машин батальона,
состоящей из тягачей КрАЗ-255 и тракторов К-701 "Кировец" с
прицепами-тяжеловозами, всегда в качестве начальников колонны ходили
военнослужащие нашей техчасти. А с тяжелой землеройной техникой или громоздкими
строительными конструкциями на прицепе по дорогам Афганистана сильно не
разгонишься.
Довелось и Виктору в полной мере
насладиться равнинными просторами Афганистана от Аму-Дарьи до Мазари-Шарифа,
оазисами в районе Ташкургана, виноградниками и садами Чарикарской
"зеленки", первозданными и ошеломляющими горными пейзажами Гиндукуша,
когда дорога забирается все выше и выше в горы. Чаще всего она идет вдоль русла
горной реки. Внизу, призывно маня своей свежестью, шумит серо-голубой водный
поток. Над ним в тесноте скал втиснулись домики горных селений, освобождая как
можно больше места для лоскутного покрывала земляных наделов. На миниатюрных
полях трудятся местные крестьяне, используя примитивные орудия труда: мотыгу и
деревянную соху.
Дороги Афгана. За 2-3 рейса молодой водитель становился профи.
Чем ближе к горным вершинам, тем
сильнее сгущается туман, а может это вовсе и не туман, а обволакивающие их
облака. Видимость сокращается до нескольких десятков метров и поэтому скорость
движения минимально возможная. А вдруг двигатель не сможет вытащить многотонный
прицеп с грузом и заглохнет! В сторону обрыва лучше не глядеть - пропасть,
бездна. Секундная расслабленность, одно неосторожное движение и ...
|