Суббота, 20.04.2024, 07:01

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная биография. [1]
Виталий, Смелого Сын. [1]
Афганские истории
Виталий, Смелого Сын. Продолжение. [1]
Виталий, Смелого Сын.Окончание.
Виталий, Смелого сын. Окончание. [1]
Комбриг раз [1]
О командире и учителе
Дорога длиною в жизнь [1]
Наш штришок на земном шарике
прапорщик Дима. [1]
Прапорщик Дима (Окончание) [1]
Повесть о настоящем прапорщике.
Мулла. [1]
Инициатива наказуема. [1]
Другу. [1]
Другу (Окончание). [1]
Дорожная рапсодия Часть 1 [1]
Дорожная рапсодия. Часть 2 [1]
Чаботько А.А. Рвение. [1]
По следам пожелтевших фотографий.
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи. [1]
Меньшенин Ю.М. Афганские случаи (Продолжение). [1]
Воспоминания о службе в Афгане
Чаботько А.А. Цена ошибки. [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Чаботько А.А. » Другу.

    Чаботько А.А. Другу

    Строим мы дороги в болотах и пустынях,

    Насыпь насыпаем, ложим мы бетон,

    Перекуры редки, вдруг асфальт остынет,

    И в работе песня задает нам тон.

     Другу

    К юбилею

    Желаю рассветов и солнечных дней
    Хрустальных созвездий и лунных ночей,
    Лугов заливных, свежескошенных трав,
    Шумящих в ночи величавых дубрав.

    Желаю закатов с вечерней зарей,
    Березок в лесу с серебристой корой,
    Медовых цветов, земляничных полян,
    Зеркальных озер, что окутал туман.

    Желаю надежных и верных друзей,
    Здоровья, заботы и радостных дней.
    Побольше удачи и счастья, любви.
    Мечтай, наслаждайся, волнуйся, живи!

    32 года тому назад. Забайкалье. Наш отдельный дорожно-строительный батальон 159 отдельной дорожно-строительной бригады расквартирован в поселке Хохотуй Петровск-Забайкальского района Читинской области.

    Кто прошел через ЗабВО, знает, насколько тяжела была служба в условиях суровых забайкальских зим, длящихся целую вечность: заиндевевшие стены солдатских казарм и сборно-щитовых домов офицеров и прапорщиков, офицерское троеборье (вода, дрова, помои), замерзшие сталагмиты кала и ломы в туалетах, привозная вода. А если водовозка сломалась - не проблема - ведра в руки и в часть. А если насос водяной скважины при этом вышел из строя, не беда - рубим ломиком прорубь в протекающей рядом речке Хохотуйке, таскаем воду и стираем, и пищу готовим.

       Территория части по периметру, кроме забора, окольцована линиями теплотрасс, проложенными по поверхности земли в деревянных коробах и утепленными опилками. Неимоверно горячие трубы отопления не могли создать комфортной температуры для проживания людей, т.к. все тепло улетучивалось через хилый утеплитель щитов строений, не рассчитанных на 40-градусные морозы. А поэтому в каждой квартире еще было и печное отопление.


    Уже весна, но котельные дымят. За машиной видна часть насыпи дороги, которая в этом месте будет высотой 8 метров

        Комично-фрайерский вид офицеров и прапорщиков в валенках под повседневную шинель одевающих "забайкальские колготки" (ватные брюки) и "сибирские майки" (безрукавки на меху). На руках неуставные меховые однопальцевые рукавицы. Пингвины в Антарктиде, да и только! Офицеры, прибывшие из европейской части Союза, в течение нескольких зимних дней понимали, в чем состояло преимущество шапок, имеющих на один-два размера больше от нормы (закрывают полностью лоб, уши и затылок, не сдавливают голову). В цене были и полушубки.

    Батальон в условиях зимы не прекращал строительства одного из участков автомобильной магистрали Улан-Удэ - Чита: велась валка и расчистка леса, буровзрывные работы, разработка выемок, отсыпка грунта в насыпь дороги, его профилирование и укатка.


    Дорога сегодня. Мы знаем цену каждого метра этой дороги. Интересно, что скажет Путин проехав по нашему участку?

        Давалось это ценой неимоверных усилий людей и техники, которые работали на износ. В батальоне за год до моего прибытия в Забайкалье сгорел пункт технического обслуживания и ремонта машин (ПТОР). Спасая технику из горящего сборно-щитового сооружения, погибли сержант и два солдата. Условий для ремонта машин не было. Ремонт экскаваторов, бульдозеров, автомобилей производился под открытым небом. В особо холодные месяцы дизельную технику не глушили вообще. Были случаи, когда от мороза лопались рукояти гидравлических экскаваторов - не выдерживал металл.

         А человек крепче металла. Чтобы не загнуться от холода, жгли костры, благо, деревьев хватало, не гнушались и солярой, согревались в строительных вагончиках и, конечно, работой. На всю жизнь запомнились закопченные лица солдат и офицеров у костра в "забайкальской стойке" - полусогнувшись и вытянув руки к теплу.

        И за все это мы получали так называемую надбавку "за дикость", которая составляла 15% от должностного оклада. А еще год за год. Хотя 200-300 км севернее нас военнослужащие за год службы имели выслугу 1,5 года. Замениться в Европейскую часть Союза можно было только по болезни самого офицера или одного из членов его семьи. Действительно, "Забудь Вернуться Обратно". Тем не менее, плановые замены в округе были: из Забайкалья в Монголию и наоборот.

          По такой замене и прибыл к нам в часть в 1978 году лейтенант Орехов на должность командира 3-ей роты. Он был моим земляком и это нас вдали от родины очень быстро сблизило.

        Многие офицеры в Забайкалье в условиях отсутствия нормальных бытовых условий, перспектив в службе и замен в европейские округа, к выполнению служебных обязанностей относились "спустя рукава", искали утешения в стакане, постепенно деградировали.

        И Виктору досталась рота, где длительное время командовали офицеры, которых с определенной периодичностью понижали в воинских званиях и с такой же периодичностью восстанавливали в них. За дискредитацию звания офицера они были уволены из Вооруженных Сил.

        В роте вся дисциплина держалась на силе кулака командиров и авторитете старослужащих. Прибыв на следующий день после его представления комбатом личному составу подразделения на подъем в роту Виктор увидел в казарме картину сладкого безмятежного сна своих подчиненных. Прозвучала его команда "Рота подъем!" Тут же из угла казармы полетел в его сторону табурет. Виктор ответил тем же.

         Потом была долгая напряженная, другой раз полная трагизма, работа по наведению в роте уставного порядка: беседы с группами военнослужащих разных сроков призыва и отдельными солдатами, выявление зачинщиков беспорядков, беседы с ними, применение различных мер дисциплинарного порядка. Постепенно положение начало выправляться.

    Не сдавался только один старослужащий, прошедший дисбат. Он продолжал мутить воду.

    Вода и привела его в чувство. Речка наша несла холодные воды из далеких сопок. Вода в ней даже в самый жаркий месяц лета (июль) была ледяной. Возмутитель спокойствия, наглотавшись воды и почувствовав, что может просто захлебнуться, сдался.

    Через полгода 3-я рота стала числиться в части на хорошем счету. Какого напряжения воли и скольких душевных и физических сил стоило все это лейтенанту Орехову можно только догадываться.

        Были в нашей совместной службе с Виктором и курьезные случаи, которые мы при встречах с ним вспоминаем с улыбкой. Батальон вел дорожно-строительные работы на участке соседнего батальона возле деревни Хорчетой. Свой участок мы закончили и оказывали помощь отстающим соседям.

        На склоне пологой сопки располагался наш полевой лагерь. На самом верху находилась дизельная электростанция, а рядом с нею строительный вагон на салазках, в котором размещалась офицерская столовая. Ниже по склону с одной стороны были установлены вагончики, в которых жили офицеры и прапорщики, еще ниже вагон, в котором был кабинет командира, где он проводил совещания и планерки. Напротив, через плац, заметно выделялся вагон начальника штаба и заместителя комбата по снабжению с видным издалека красным пожарным щитом. Там же располагались палатки личного состава, солдатская столовая и заглубленный в землю продовольственный склад с ледником, обеспечивающий сохраность продуктов в теплый период года.

    Еще ниже через дорогу был устроен полевой парк с контрольно-техническим пунктом (КТП), передвижной ремонтной мастерской и стоянками для дорожно-строительной техники и автотранспорта.

    Командиру батальона Лукашенко П.И. за досрочную сдачу нашего участка дороги в качестве поощрения был выделен по фондам автомобиль ВАЗ-21011 и он в срочном порядке, с разрешения Врио комбрига полковника Вдовиченко Е.А., в четверг выехал в далекую Читу за покупкой машины в окружном военторге.

    Так получилось, что заместителей командира части на месте не было. Я же около года исполнял обязанности заместителя командира батальона по технической части , т.к. моего непосредственного начальника командировали с группой военнослужащих для обустройства военного городка части на новом месте строительства в Амурской области.

    Петр Иванович, радостно-возбужденный, своим решением назначил меня исполнять обязанности комбата. На мои возражения и сомнения - справлюсь ли? - заявил: Ни хрена с тобой за три дня не случится! Справишься.

    И вот Я-я-я - Командир части! Ну, мужики держитесь!

    Вечером дежурным по полевому лагерю заступал ст. лейтенант Орехов. Лично сам я провел инструктаж суточного наряда, предупредил дежурную смену строго и точно соблюдать требования устава внутренней службы.

        После неспешной и степенной (как подобает командиру отдельной части) беседы за ужином в офицерской столовой со своими сослуживцами, построения и инструктажа ночной смены, проконтролировал проведение вечерней поверки. С чувством исполненного долга направился к себе в парк, где в технической части было устроено мое спальное место.

        Утром, умывшись и побрившись, в наутюженных брюках и надраенных до блеска сапогах медленно, заложив за спину руки, поднимаюсь по склону сопки в наш жилой городок. Отмечаю, что личный состав выдвигается на завтрак. На плацу наведен должный порядок: все кругом подметено и даже посыпано желтым песком. Дежурная смена укомплектовывает пожарный щит. Молодец Орехов! Никакого землячества и панибратства. Знает службу! Надо объявить ему своей властью благодарность.

    Зашел в вагончик, шуганул офицеров и прапорщиков, не имеющих подчиненного личного состава. Вечно дрыхнут! Видимо допоздна писали "пулю".

    Что-то разыгрался аппетит, пора позавтракать. Направляюсь к офицерской столовой. Что такое?! Где столовая? Кругом только желтый - желтый песок. О-ре-хов!!!

    Дежурный по полевому лагерю уверенной, слегка спешащей, но не роняющей собственного достоинства, походкой приближается ко мне и переходит на строевой шаг:

    - Тов. старший лейтенант, во время моего дежурства происшествий не случилось, за исключением в результате короткого замыкания сгорел вагон-столовая! Пострадавших нет!

    - Витя! Сука, ну разве так можно? Что я буду через час докладывать Вдовиченко на селекторном совещании? Как это произошло?

    - Повара поставили греть воду для мытья посуды на электрическую плиту, а сами ушли в свою палатку. Вода закипела и пролилась на плиту, а дальше КЗ и столовой нет.

    Через час, в кабинете комбата у телефона в томительном ожидании "люлей" вслушиваюсь в доклады командиров частей временно исполняющему обязанности командира бригады. Наконец очередь доходит и до меня:

    - 12631, докладывайте!

    - Тов. полковник! Происшествий не случилось, за исключением ...

    - Собака Жучка у Вас сдохла!! Мать Вашу, крест ... мать!!!

    И чуть позже слегка успокоившись: А с людьми что?? Ну ладно уберите там, чтобы видно не было. Убрали? И песком посыпали? Скорые какие!! Кто там у нас еще не докладывал?

    Петр Иванович в воскресенье пригнал из Читы новенькие сверкающие красной краской, как пожарный автомобиль, Жигули. На радостях взбучку от него мы с Виктором не получили.

    А через месяц его машина стояла в большом просторном металлическом гараже, основой которому служили стальные полозья сгоревшего вагона-столовой. На "замочке" машины и гаража Петр Иванович, слегка подвыпив, похвалил нас за содеянное: Знал кого на хозяйстве оставлять!

    В этом укрытии машина добросовестно перекочевала сначала в Екатеринославку Амурской области, а потом на Украину.

    (Далее)

    Категория: Другу. | Добавил: defaultNick (15.01.2012)
    Просмотров: 726 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz