Строим мы дороги в болотах и пустынях,
Насыпь насыпаем, ложим мы бетон,
Перекуры редки, вдруг асфальт остынет,
И в работе песня задает нам тон.
Другу
К юбилею
Желаю рассветов и солнечных дней
Хрустальных созвездий и лунных ночей,
Лугов заливных, свежескошенных трав,
Шумящих в ночи величавых дубрав.
Желаю закатов с вечерней зарей,
Березок в лесу с серебристой корой,
Медовых цветов, земляничных полян,
Зеркальных озер, что окутал туман.
Желаю надежных и верных друзей,
Здоровья, заботы и радостных дней.
Побольше удачи и счастья, любви.
Мечтай, наслаждайся, волнуйся, живи!
32 года тому назад. Забайкалье. Наш отдельный
дорожно-строительный батальон 159 отдельной дорожно-строительной бригады
расквартирован в поселке Хохотуй Петровск-Забайкальского района Читинской
области.
Кто прошел
через ЗабВО, знает, насколько тяжела была служба в условиях суровых
забайкальских зим, длящихся целую вечность: заиндевевшие стены солдатских
казарм и сборно-щитовых домов офицеров и прапорщиков, офицерское троеборье
(вода, дрова, помои), замерзшие сталагмиты кала и ломы в туалетах, привозная
вода. А если водовозка сломалась - не проблема - ведра в руки и в часть. А если
насос водяной скважины при этом вышел из строя, не беда - рубим ломиком прорубь
в протекающей рядом речке Хохотуйке, таскаем воду и стираем, и пищу готовим.
Территория
части по периметру, кроме забора, окольцована линиями теплотрасс, проложенными
по поверхности земли в деревянных коробах и утепленными опилками. Неимоверно
горячие трубы отопления не могли создать комфортной температуры для проживания
людей, т.к. все тепло улетучивалось через хилый утеплитель щитов строений, не
рассчитанных на 40-градусные морозы. А поэтому в каждой квартире еще было и
печное отопление.
Уже весна,
но котельные дымят. За машиной видна часть насыпи дороги, которая в этом месте
будет высотой 8 метров
Комично-фрайерский
вид офицеров и прапорщиков в валенках под повседневную шинель одевающих
"забайкальские колготки" (ватные брюки) и "сибирские майки"
(безрукавки на меху). На руках неуставные меховые однопальцевые рукавицы.
Пингвины в Антарктиде, да и только! Офицеры, прибывшие из европейской части
Союза, в течение нескольких зимних дней понимали, в чем состояло преимущество
шапок, имеющих на один-два размера больше от нормы (закрывают полностью лоб,
уши и затылок, не сдавливают голову). В цене были и полушубки.
Батальон в
условиях зимы не прекращал строительства одного из участков автомобильной
магистрали Улан-Удэ - Чита: велась валка и расчистка леса, буровзрывные работы,
разработка выемок, отсыпка грунта в насыпь дороги, его профилирование и укатка.
Дорога
сегодня. Мы знаем цену каждого метра этой дороги. Интересно, что скажет Путин
проехав по нашему участку?
Давалось это
ценой неимоверных усилий людей и техники, которые работали на износ. В
батальоне за год до моего прибытия в Забайкалье сгорел пункт технического
обслуживания и ремонта машин (ПТОР). Спасая технику из горящего сборно-щитового
сооружения, погибли сержант и два солдата. Условий для ремонта машин не было.
Ремонт экскаваторов, бульдозеров, автомобилей производился под открытым небом.
В особо холодные месяцы дизельную технику не глушили вообще. Были случаи, когда
от мороза лопались рукояти гидравлических экскаваторов - не выдерживал металл.
А человек
крепче металла. Чтобы не загнуться от холода, жгли костры, благо, деревьев
хватало, не гнушались и солярой, согревались в строительных вагончиках и,
конечно, работой. На всю жизнь запомнились закопченные лица солдат и офицеров у
костра в "забайкальской стойке" - полусогнувшись и вытянув руки к
теплу.
И за все это
мы получали так называемую надбавку "за дикость", которая составляла
15% от должностного оклада. А еще год за год. Хотя 200-300 км севернее нас
военнослужащие за год службы имели выслугу 1,5 года. Замениться в Европейскую
часть Союза можно было только по болезни самого офицера или одного из членов
его семьи. Действительно, "Забудь Вернуться Обратно".
Тем не менее, плановые замены в округе были: из Забайкалья в Монголию и
наоборот.
По такой
замене и прибыл к нам в часть в 1978 году лейтенант Орехов на должность
командира 3-ей роты. Он был моим земляком и это нас вдали от родины очень
быстро сблизило.
Многие
офицеры в Забайкалье в условиях отсутствия нормальных бытовых условий,
перспектив в службе и замен в европейские округа, к выполнению служебных
обязанностей относились "спустя рукава", искали утешения в стакане,
постепенно деградировали.
И Виктору
досталась рота, где длительное время командовали офицеры, которых с
определенной периодичностью понижали в воинских званиях и с такой же
периодичностью восстанавливали в них. За дискредитацию звания офицера они были
уволены из Вооруженных Сил.
В роте вся
дисциплина держалась на силе кулака командиров и авторитете старослужащих.
Прибыв на следующий день после его представления комбатом личному составу
подразделения на подъем в роту Виктор увидел в казарме картину сладкого
безмятежного сна своих подчиненных. Прозвучала его команда "Рота
подъем!" Тут же из угла казармы полетел в его сторону табурет. Виктор
ответил тем же.
Потом была
долгая напряженная, другой раз полная трагизма, работа по наведению в роте
уставного порядка: беседы с группами военнослужащих разных сроков призыва и
отдельными солдатами, выявление зачинщиков беспорядков, беседы с ними,
применение различных мер дисциплинарного порядка. Постепенно положение начало
выправляться.
Не сдавался
только один старослужащий, прошедший дисбат. Он продолжал мутить воду.
Вода и
привела его в чувство. Речка наша несла холодные воды из далеких сопок. Вода в
ней даже в самый жаркий месяц лета (июль) была ледяной. Возмутитель
спокойствия, наглотавшись воды и почувствовав, что может просто захлебнуться,
сдался.
Через
полгода 3-я рота стала числиться в части на хорошем счету. Какого напряжения
воли и скольких душевных и физических сил стоило все это лейтенанту Орехову
можно только догадываться.
Были в нашей
совместной службе с Виктором и курьезные случаи, которые мы при встречах с ним
вспоминаем с улыбкой. Батальон вел дорожно-строительные работы на участке
соседнего батальона возле деревни Хорчетой. Свой участок мы закончили и
оказывали помощь отстающим соседям.
На склоне
пологой сопки располагался наш полевой лагерь. На самом верху находилась
дизельная электростанция, а рядом с нею строительный вагон на салазках, в
котором размещалась офицерская столовая. Ниже по склону с одной стороны были
установлены вагончики, в которых жили офицеры и прапорщики, еще ниже вагон, в
котором был кабинет командира, где он проводил совещания и планерки. Напротив,
через плац, заметно выделялся вагон начальника штаба и заместителя комбата по
снабжению с видным издалека красным пожарным щитом. Там же располагались
палатки личного состава, солдатская столовая и заглубленный в землю продовольственный
склад с ледником, обеспечивающий сохраность продуктов в теплый период года.
Еще ниже
через дорогу был устроен полевой парк с контрольно-техническим пунктом (КТП),
передвижной ремонтной мастерской и стоянками для дорожно-строительной техники и
автотранспорта.
Командиру
батальона Лукашенко П.И. за досрочную сдачу нашего участка дороги в качестве
поощрения был выделен по фондам автомобиль ВАЗ-21011 и он в срочном порядке, с
разрешения Врио комбрига полковника Вдовиченко Е.А., в четверг выехал в далекую
Читу за покупкой машины в окружном военторге.
Так
получилось, что заместителей командира части на месте не было. Я же около года
исполнял обязанности заместителя командира батальона по технической части ,
т.к. моего непосредственного начальника командировали с группой военнослужащих
для обустройства военного городка части на новом месте строительства в Амурской
области.
Петр
Иванович, радостно-возбужденный, своим решением назначил меня исполнять
обязанности комбата. На мои возражения и сомнения - справлюсь ли? - заявил: Ни
хрена с тобой за три дня не случится! Справишься.
И вот Я-я-я
- Командир части! Ну, мужики держитесь!
Вечером
дежурным по полевому лагерю заступал ст. лейтенант Орехов. Лично сам я провел
инструктаж суточного наряда, предупредил дежурную смену строго и точно
соблюдать требования устава внутренней службы.
После
неспешной и степенной (как подобает командиру отдельной части) беседы за ужином
в офицерской столовой со своими сослуживцами, построения и инструктажа ночной
смены, проконтролировал проведение вечерней поверки. С чувством исполненного
долга направился к себе в парк, где в технической части было устроено мое
спальное место.
Утром,
умывшись и побрившись, в наутюженных брюках и надраенных до блеска сапогах
медленно, заложив за спину руки, поднимаюсь по склону сопки в наш жилой
городок. Отмечаю, что личный состав выдвигается на завтрак. На плацу наведен
должный порядок: все кругом подметено и даже посыпано желтым песком. Дежурная
смена укомплектовывает пожарный щит. Молодец Орехов! Никакого землячества и
панибратства. Знает службу! Надо объявить ему своей властью благодарность.
Зашел в
вагончик, шуганул офицеров и прапорщиков, не имеющих подчиненного личного
состава. Вечно дрыхнут! Видимо допоздна писали "пулю".
Что-то
разыгрался аппетит, пора позавтракать. Направляюсь к офицерской столовой. Что
такое?! Где столовая? Кругом только желтый - желтый песок. О-ре-хов!!!
Дежурный по
полевому лагерю уверенной, слегка спешащей, но не роняющей собственного
достоинства, походкой приближается ко мне и переходит на строевой шаг:
- Тов.
старший лейтенант, во время моего дежурства происшествий не случилось, за
исключением в результате короткого замыкания сгорел вагон-столовая!
Пострадавших нет!
- Витя!
Сука, ну разве так можно? Что я буду через час докладывать Вдовиченко на
селекторном совещании? Как это произошло?
- Повара
поставили греть воду для мытья посуды на электрическую плиту, а сами ушли в
свою палатку. Вода закипела и пролилась на плиту, а дальше КЗ и столовой нет.
Через час, в
кабинете комбата у телефона в томительном ожидании "люлей"
вслушиваюсь в доклады командиров частей временно исполняющему обязанности
командира бригады. Наконец очередь доходит и до меня:
- 12631,
докладывайте!
- Тов.
полковник! Происшествий не случилось, за исключением ...
- Собака
Жучка у Вас сдохла!! Мать Вашу, крест ... мать!!!
И чуть позже
слегка успокоившись: А с людьми что?? Ну ладно уберите там, чтобы видно не
было. Убрали? И песком посыпали? Скорые какие!! Кто там у нас еще не
докладывал?
Петр
Иванович в воскресенье пригнал из Читы новенькие сверкающие красной краской,
как пожарный автомобиль, Жигули. На радостях взбучку от него мы с Виктором не
получили.
А через
месяц его машина стояла в большом просторном металлическом гараже, основой
которому служили стальные полозья сгоревшего вагона-столовой. На
"замочке" машины и гаража Петр Иванович, слегка подвыпив, похвалил
нас за содеянное: Знал кого на хозяйстве оставлять!
В этом
укрытии машина добросовестно перекочевала сначала в Екатеринославку Амурской
области, а потом на Украину.
(Далее) |