Среда, 20.09.2017, 10:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
л-т Киришун Н. "Живут во мне воспоминания..." [1]

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » л-т Киришун Н. » л-т Киришун Н. "Живут во мне воспоминания..."

    л-т Киришун Н. "Пока я ПОМНЮ, я ЖИВУ".
    Примечание: Для просмотра фото в нормальном размере
     - щелкните по нему левой кнопкой мышки.



            Уважаемый Владимир Дмитриевич! После получения от Вас первого сообщения я половину ночи не мог уснуть. Почему то стало обидно, что я вижу перед собой не того подполковника Ковшова, которого видел в те годы, а "немного" изменившегося человека, но с тем же пронзительным  взглядом. И "поплыли" воспоминания...
             Наверное, все мы, кто не очерствел душой, с возрастом становимся несколько сентиментальными. А эпизоды, которые во время службы казались, как Вы говорите, черными, за последние 35 лет настолько "посветлели", что воспоминания о них - это как бальзам. И сейчас с "высоты" своего возраста я, оглядываясь  на те неприятности, отношусь к ним несколько философски, с некоторой долей иронии. А хорошего, действительно, было много.
    Я сейчас еще работаю. Характер работы бывает довольно напряженным, и я не всегда располагаю свободным временем. Но я обещаю, что фотокарточки автодороги со всеми ее элементами и с комментариями я Вам вышлю (наверное, частями и ближе к лету).  В 1993 году я ездил в Могочу (по дороге до Сретенска, затем 180 км по р. Шилке по льду) и видел памятник воинам-дорожникам, установленный на перевале Зурун.  Я не знаю, хватит ли у меня времени до него доехать этим летом, но что смогу, сфотографирую. Что касается воспоминаний, я буду высылать их  Вам, но небольшими частями. Ну, и "за мной остаются" офицеры и прапорщики, которых я знал во время службы.  Сегодня открыл фотоальбом (в первый раз за несколько последних лет) и у меня "разбежались глаза" от изобилия фотокарточек сделанных во время службы.


    "Живут во мне воспоминания...
    Живут во сне и наяву...
    Пока я ПОМНЮ, я ЖИВУ".


    (Отдельные эпизоды службы в 159 ОДСБр).



    АВТОБИОГРАФИЯ.

             Биография у меня обыкновенная. Родился и вырос в семье колхозников. С детства был приучен к труду. Жизнь моих родителей для меня была эталоном честности и трудолюбия. После окончания десятилетки в 1969 году поступил на автомобильный факультет Киевского автомобильно-дорожного института, который и окончил в 1974 году (дипломный проект защитил 28 июня). На последних курсах института проходили подготовку по военным дисциплинам на военной кафедре. Июль-август - подготовка в военно-полевом лагере, месяц отпуска и "прощай любимый край".

    ВОСПОМИНАНИЯ:

        … Все началось с того момента, когда в аудиторию зашли "черные полковники" (так мы, студенты называли офицеров военной кафедры Киевского автомобильно-дорожного института) и спросили, кто хочет после защиты диплома служить в ВС СССР. Я успел поднять руку вторым. Во время медицинской комиссии (проводилась на второй день после дня рождения одного из студентов) у меня оказалось повышенное давление. По совету врача я две недели не употреблял спиртных напитков и не нагружал себя физически. Через две недели врач, как мне показалось, с некоторым сочувствием объявила: "Готовься к службе в ВС". После ее слов я чуть не подпрыгнул от радости.
     


         … Днепровским Военным комиссариатом города Киева мне предписано было 5 октября 1974 года явиться в в/ч 02172 в г. Петровск Забайкальский.  
            29 сентября 1974 года я в Москве. Теплая солнечная погода. Гуляю по Москве, сняв пиджак. 30 сентября на выезде из Москвы любуюсь "золотистой" березовой рощей. Ночью проезжаем ст. Зима. За окном снег. Верится в это с трудом. То, что говорил на военной кафедре м-р Сухарь (он служил когда-то в Заб.ВО), что в Забайкалье двенадцать месяцев в году зима, а остальное лето - воспринималось как то абстрактно. А тут реальная зима в  начале октября.
            4 октября 1974 года около 13 часов по местному времени (разность с Москвой 6 часов) я вышел из вагона поезда Москва-Владивосток на станции Петровский Завод г. Петровск Забайкальский. Пролетал снег. Температура была – минус 7 градусов. Для меня, "западного" человека, одетого в легкую осеннюю куртку это было ощутимо.



            … Здесь к слову некоторые воспоминания еще студенческой жизни. Вернемся на два месяца назад. Июль - август 1974 года. Мы, уже дипломированные инженеры проходим подготовку в военно-полевом лагере вблизи с. Великополовецкое Сквирского района Киевской области. Жизнь строго по распорядку, военная дисциплина, физические нагрузки. Все это мне нравится, как говорится, я "в своей тарелке". Вскрываем конверт и получаем задание: двигаясь по азимуту, в определенный момент прибыть в определенное место. Я старший группы и поэтому не жалею ни себя ни своих подчиненных. В итоге, прибываем в назначенное место раньше определенного заданием срока. Я ожидаю поощрение, а получилось наоборот. Значит так и должно быть. Эта "наука" в дальнейшем пошла мне на пользу. Ребята предсказывают мне военную карьеру. Кому, как не тебе служить. Я не возражаю, но и не соглашаюсь с ними. Будущее покажет. Необходимо окунуться в реальную армейскую среду и сравнить ее с тем, чему нас учили.

         … И вот с 4 октября 1974 года началось это сравнение. В этот день на вокзале (ст. Петровский завод) подхожу к полковнику, представляюсь и спрашиваю, как добраться до в/ч 02172. Он меня туда и привез на служебном автомобиле.       
     Сразу пригласили в клуб части, где проходил суд офицерской чести (наверное, в воспитательных целях).

       … Я был назначен командиром взвода в/ч 12619 (отдельный автомобильный батальон под командованием п/п-ка Гапонова, дислоцированный вблизи с. Хонхолой Мухоршибирского района Бурятской АССР). Поздним вечером 7 октября я прибыл к месту прохождения службы и в первую ночь убедился, что дисциплина среди младшего офицерского состава в батальоне не на высоте. Далее, как и требовала служба, командовал взводом, возглавлял автомобильные колонны,  возили с села Шабур опилки для утепления теплотрассы и готовились к суровой зиме.



            … С 20-го ноября в воинской части, расположенной на повороте дороги на г. Петровск Забайкальский (военный городок «Совхоз»), управление бригады провело десятидневные сборы для молодых офицеров. Под сборы выделили казарму. Руководитель сборов - заместитель начальника штаба бригады майор Балута, командир роты - капитан Михальчук, командирами взводов назначены наши молодые офицеры: лейтенант Андропов (впоследствии погиб в автомобильной катастрофе) и лейтенант Бутнарь.
          Особо запомнились на сборах занятия по строевой подготовке. Занятия проводил сам начальник штаба бригады подполковник Зайцев В.А. Мороз около 40 градусов. Минут 10 проверка внешнего вида офицеров. Замечания по малейшему нарушению внешнего вида (высоко или низко шапка, кокарда не по центру, недостаточно затянут ремень, не застегнут крючок шинели, недостаточно начищены сапоги и т.п.).
      Пример:
    - "Лейтенант Андропов, почему не побрит?"
    - "Устав не запрещает ношение бороды".
    - "Сбрить! Даю десять минут. Доложить ".
         Лейтенант Андропов сорвался, как на спринтерской дистанции. Через десять минут чисто выбрит, доложил и стал в строй.
         Офицер со строевой выправкой (п/п-к Зайцев). Сам показывает все упражнения и контролирует правильность их выполнения подчиненными. Занятия у него проходили интересно, насыщенно. Я не замечал ни времени ни мороза.
        Не обошлось на сборах и без мелких "проколов". Майор Балута проводил занятия по изучению Уставов. Действуем по его наставлениям:
     Я - дневальный по роте. В канцелярии роты находится командир роты к-н Михальчук. В казарму заходит майор Балута. Я, что есть силы кричу: "Рота, смирно!" Ни я, ни дежурный по роте не трогаемся с места. Командир роты, явно услышав команду, не выходит из канцелярии. Майор Балута постоял в недоумении и зашел в канцелярию. Безусловно, мы к этому эпизоду отнеслись с юмором.
         
    30-го ноября едем со сборов в автобат. В автобусе знакомлюсь с девушкой. В тот момент я не мог предположить, что с этой девушкой я свяжу всю свою жизнь.

       … Встреча нового 1975 года. Мы встречали его трижды: по читинскому времени одновременно со штабом бригады; по бурятскому времени одновременно с местными жителями; по московскому времени одновременно с родными.
     
       …В одну из ночей где-то на подстанции была отключена электроэнергия. Несмотря на все усилия, прилагаемые командованием батальона в лице дежурного по части лейтенанта Каючкина, электроэнергию так и не подали. К утру система отопления военного городка была разморожена. Пришлось срочно во всех казармах и других помещениях устраивать печное отопление, что, конечно, не совсем удовлетворяло потребности в тепле. В тяжелых условиях военнослужащие в/ч 12619 продолжали выполнять задачи, поставленные командованием бригады. И выполнили! И выстояли в тех условиях!



      … Заступил в наряд дежурным по автопарку. Ночью автомобили, находящиеся в парке, стоят "на прогреве". Периодически прохожу по территории парка и все-таки один автомобиль выехал за пределы парка (в самовольную отлучку). Ключ от шлагбаума находился у меня. Утром от к-на Ярко (комбат находился в отпуске) получил взыскание за халатность. Согласен. Моя вина.
            А вот обвинение в том, что я выпустил автомобиль через КПП... Мне и в страшном сне такое не могло присниться. Прохожу вдоль периметра парка (ограждение проволочное) и обнаруживаю спиленный столбик с подпоркой. Значит, выезжали через импровизированные ворота и раньше. Значит, мне не повезло. Хотя, как сказать. Вдобавок к наказанию мне было предписано назавтра выехать в командировку в учебный батальон в город Петровск Забайкальский (где-то 9-10 января). Напоследок еще увидел, как командир роты л-т Усатых на плацу наказывает "самовольщика" (алтайский немец Беккер Василий): чередование прохождения строевым шагом в вертикальном и горизонтальном (ползком) положении.
           
          … Приехал в учебный батальон, доложил о прибытии и в тот же день заступил в наряд. Как говорится, с места в карьер. Готовим сержантов, хожу в наряд начальником патруля по городу и ВАИ на посту на выезде с города (район мясокомбината). Дежурными по части прикомандированных офицеров не ставили. Запомнились батальонные разводы на плацу, прохождение маршем  под оркестр. Впечатляло! Впечатляли также сильные морозы. В течение двух недель температура воздуха днем не поднималась выше -45 градусов, ночью термометр зашкаливал. Но в учебном батальоне служить было несравненно легче, чем в автомобильном.
          
       …  Получил известие о гибели в автомобильной катастрофе лейтенанта Кублий. Иван Кублий был моим "однокашником" по институту и земляком. Впоследствии после службы посетил его могилу.

       … После ускоренных курсов и выпуска сержантов, 2-го апреля учебный батальон "вышел на дорогу". Участок у нас был от поворота на Петровск (со стороны с. Мухоршибирь) на Восток. Было еще прохладно и приходилось периодически греться у костра. Устанавливали водосточные лотки, водоотводы, планировали откосы насыпей и полосы отвода. Работы были несложные и я позволил себе чтение книги во время выполнения подчиненными работ. Вот тут и увидел меня с книгой проезжавший по дороге командир бригады. Мне достаточно было переданного комбригом замечания:
    - "Что у вас там, за студент, на дороге?", чтобы я осознал недопустимость данного проступка и больше его не повторял.  



     
      … В пятницу заступил в суточный наряд начальником патруля. Маршрут патрулирования: железнодорожный вокзал и прилегающая территория. Взял билет на вечерний поезд на Иркутск (на свидание с девушкой).
           В субботу вечером принимает наряд сам подполковник Зайцев. На его вопрос: "Задержанные есть?" Последовал ответ: "Никак нет". Последовало заключение подполковника: "Плохо нес службу. Двое суток ареста. Завтра вечером выпустить." "Есть двое суток ареста".
          Сижу в помещении, как в карцере и жду своей участи. И, вдруг заходит командир учебного батальона майор Броцкий Л.М.  Вот он и "спас" меня от гауптвахты. Надо было добраться в Соцгород (район города, где я временно проживал) переодеться и вовремя добраться до железнодорожного вокзала. Городские автобусы ходили нерегулярно. Я еще никогда не бегал так быстро, как в тот вечер бежал по пересеченной местности (через сопку). Но на поезд я все-таки успел. В понедельник утром я был на службе. После этого случая я понял, что мало добросовестно нести службу, необходимо еще дать положительный результат.
       
            Сейчас я понимаю, что в условиях производства, командованию бригады некогда было контролировать несение службы подчиненными и о "качестве" службы судили по результатам. Ну и было, наверное, и другое обоснование этого наказания - приучить к ответственности за несение службы нас молодых офицеров-двухгодичников. Патрулирование  - это приятная прогулка по городу. И нет задержанных - нет проблем. А при такой постановке вопроса - не тут-то было. В общем, я понял, что нужно ловить самовольщиков и других нарушителей в военной форме одежды, и не только добросовестно выполнять свои должностные обязанности, но и давать реальный результат.
        
      … Заступил в наряд. Патрулирую улицы Соцгорода. Задерживаю солдата без документов и с нарушением формы одежды. Из его объяснения: он с воинского эшелона, который стоит на станции Декабристов. Вышел в город за продуктами. Доставляю задержанного в комендатуру, где его зарегистрировали и отпустили. Как мне популярно объяснил дежурный по караулам, что мы должны задерживать только военнослужащих нашего гарнизона. Я это прекрасно понимаю, но военнослужащих нашего гарнизона задерживать было не за что, а надо было давать результат.
           
          … Заступил в наряд на пост ВАИ в районе мясокомбината. До позднего вечера задержанных нет. С утра останавливаю каждый военный автомобиль. Наконец-то! С Новопавловки (с автобата) на Петровск идет бензовоз за бензином. У прапорщика нет справки старшего машины. Сопровождаю бензовоз на штрафную площадку. Прекрасно понимаю, что бензовоз сразу же отпустят (производство не остановишь), а комбат Дорошенко может получить какое-то внушение от командования бригады. Но нужен результат, чтобы у командования не сложилось впечатление, что плохо нес службу.
         
         … Заступаю в наряд ВАИ. Получаю инструктаж: в каждом военном автомобиле должен быть старший машины офицер или прапорщик. Задаю вопрос:
    -  "Если автомобиль отвез старшего офицера вечером домой и возвращается в воинскую часть?"
    Последовал ответ:
    - "В путевом листе должна быть запись, во сколько отпущен и куда следует".
         Стою на перекрестке возле педагогического училища. Вечером проезжает заместитель начальника штаба бригады, он же начальник ВАИ гарнизона подполковник Новиков. Отдал честь. Стою, жду. Автомобиль начальника ВАИ возвращается. Останавливаю. Нет записи в путевом листе. Задерживаю и сопровождаю на штрафную площадку. На следующий день мне сообщают реплику подполковника Новикова:
    - "Что это за лейтенант стоял вчера возле педучилища?"  
    Жду дальнейшей реакции. Ее не последовало. Значит не все так плохо в Вооруженных Силах.
          
        … В дни очередного съезда КПСС район железнодорожного вокзала патрулировали круглосуточно. Заступил в наряд на ночь. Около двух часов ночи задерживаю на вокзале трех военнослужащих без документов. На вопрос: "С какой части?" ответили: "С Горки, с автобата капитана Пислегина". "Почему ночью вне расположения части?". "Пришли за сигаретами".  Вызываю караул и отправляю задержанных. Впоследствии выяснилось, что задержанные проходят службу в караульной роте (командир роты ст. л-нт Счастливцев) учебного батальона, к которому я на данный момент был прикомандирован.
        На совещании офицерского состава командир батальона майор Броцкий Л.М. сказал следующую реплику: "В нашем батальоне служат некоторые офицеры, которые задерживают своих солдат, а командир об этом даже не знает". На что один из офицеров в мою поддержку сказал: "Он действовал по Уставу".  
       Я много размышлял впоследствии об этом эпизоде. Безусловно, солдаты  меня узнали, а я даже предположить не мог, что они с учебного батальона. А если бы узнал? Оставить район патрулирования и сопровождать их в расположение части, чтобы потом доложить только командиру роты, я не мог бы. Отпустить их? Каких "бед" они могли бы натворить до утра? Нет, считаю, я поступил правильно.
     
           Да и зачем скрывать проступки военнослужащих? Считаю одной (если не основной) из причин проявления неуставных взаимоотношений среди военнослужащих в Вооруженных Силах - это нежелание командования подразделений выносить за пределы подразделений факты неуставных взаимоотношений с целью поддержания репутации подразделения и своей, как командира подразделения. Это "липовая" репутация, не способствующая повышению боеспособности Вооруженных Сил. Неизвестно, на кого военнослужащий в первую очередь направит свое оружие: на врага или на своего обидчика.

        … Командованием бригады учебному батальону была поставлена задача: в определенный срок на определенном участке строящейся дороги установить водосточные лотки Л-3-5. По какой то причине (скорее всего из за нашей российской расхлябанности) задача не выполнялась. И тогда командир бригады в жесткой форме потребовал:
          - "До утра завтрашнего дня лотки должны быть уложены!
          -  Выполнить!!
          -  Доложить!!!"

       После этого проявилось все: и принцип единоначалия, и требование Устава "Приказ начальника - закон для подчиненных", и исполнительность подчиненных, а главное - воля командира, его требовательность, непреклонность, умение заставить подчиненных выполнять поставленную задачу.
          Я должен был доставить лотки с базы майора Дерябина на дорогу. Приехал в автобат капитана Пислегина, представился. Комбат сам "бегал" по автопарку, собирал автомобили. На базе лотки без промедления были загружены в транспорт. Замполит второй учебной роты ст. л-нт Сало при свете автомобильных фар до утра укладывал лотки и утром доложил: "Задача выполнена".
          После этого прозвучала фраза командира бригады:
    - "Работа, которую капитан Таран (командир 2-й учебной роты) не смог выполнить за неделю, старший лейтенант Сало выполнил за одну ночь". Вот из таких отдельных эпизодов и состоял, частенько, процесс  строительства автомобильной дороги.



        … С 18 сентября я в отпуске. Так получилось, что летим вместе с командиром учебного батальона майором Броцким Л.М. рейсом Иркутск - Киев. В салоне звучит популярная в то время песня Анны Герман, как молодой лейтенант покорил сердце цветочницы. Командир спросил: "Это не о тебе поется?" И добавил: "Оставайся служить, дам тебе хорошую должность, будет расти звание". Не убедил.
           
         …  После отпуска возвращаюсь к месту службы (в автобат) и окунаюсь в армейские будни. Мне, как отдохнувшему и к тому же прослужившему длительное время в другой воинской части, оказана "высокая честь" ходить во все праздничные наряды. Да Бог с ними, с праздниками. Ведь я трудоголик.    
           По субботам проводим занятия с личным составом взводов. К занятиям отношусь не формально. Занятия по строевой подготовке провожу на плацу "по методике подполковника Зайцева". Все это, наверное, и заметил комбат, потому что послал меня в Петровск за молодым пополнением и назначил командиром роты карантина.
          30-го декабря передаю молодых солдат по подразделениям. В этот же день нашли погибшего лейтенанта Дыбайло, который исчез 8-го ноября. Известие крайне неприятно, хотя его лично я не знал.

         … В начале января из штаба бригады пришел приказ, командировать меня и еще одного офицера в учебный батальон. И снова я служу в Петровске. В свободное от службы время иногда ходим с товарищем на каток. Катаемся. На мне из военной формы только шапка, на товарище не из военной формы только коньки (а ведь на катке приходится падать). В противоположном конце катка стоит молодой стройный офицер и возле него катается мальчик. Катимся к офицеру, чтобы познакомиться, пообщаться. Такой же как и мы лейтенант, только не на коньках. Подкатываем ближе.
           О, ужас! Это не лейтенант, а подполковник, да еще комбриг! Круто разворачиваемся и больше в этот вечер в этом конце катка мы не появлялись.
           
          … Дальнейшая служба проходила буднично: между нарядами - строительство дороги, между строительством дороги - наряды. Руководил строительством участка дороги ст. л-нт-инженер Земцов. Грамотный специалист и тактичный человек.

         … 12 июня я возвратился с командировки в автобат. Будучи столько времени в отрыве от батальона мне трудно было "включиться в службу". Поэтому, через неделю комбат отправил меня снова в командировку в п. Бада. По пути я еще заступил в наряд дежурным по караулам. Почему Бада? Да потому, что на Западном участке автодороги работы заканчивались и все силы управление бригады передислоцировало на Восточный горный участок, где нужно было заранее построить жилье для личного состава и семей офицеров, и прапорщиков. В связи с этим, рота л-та Зайчука была заранее переброшена для решения этой проблемы.  
           В Баде мы под командованием командира роты строили военный городок и производили ремонт квартир для офицерского состава. Самые беззаботные два месяца за два года службы. Хотя и не совсем.



        … Несколько эпизодов из службы в Баде. Зайчук уехал на два дня в Хонхолой и оставил меня старшим. День прошел как обычно. Вечером провожу вечернюю поверку и в 22.00. объявляю отбой. Солдаты наверное, решили, что в отсутствие Зайчука можно расслабиться. Но они, по видимому, не учли, что я уже не тот "зеленый" лейтенант, который призвался в Вооруженные Силы два года назад. Ближе к полуночи захожу в палатку и обнаруживаю, что на нескольких кроватях никого нет, хотя они и не заправлены. С трудом поднимаю роту (солдаты не были приучены подниматься по тревоге) и провожу уже ночную поверку, после чего даю команду "отбой". Провожу тревожную ночь. Утром "самовольщики" подходят с объяснениями (детский лепет). Вечером прибывает л-нт Зайчук. Я докладываю ему о происшествии и вручаю список. У Зайчука метод воспитания и наказания проводился через "трудотерапию". Каждому была поставлена задача: после отбоя при свете костров выдолбить в каменистом грунте по пять ям для установки свай под будущую казарму. Я не сомневался, что поставленная задача будет выполнена. Уж таким он был командиром: внешне по мужицки простой и надежный и, вместе с тем, упорный в достижении цели; не давал в обиду солдат, но и требовал безусловного подчинения.

       … На дежурный автомобиль всегда назначался надежный водитель, потому что он ездил без старшего машины. Прибывает дежурный автомобиль из строящегося военного городка в поселок. За ним сразу же приехал л-нт Зайчук и за спинкой сидения у водителя обнаружил две бутылки водки. Одна была разбита (на удачу) о борт емкости с водой, вторую он "случайно" уронил, да так "неудачно", что попал на лежащий кирпич. Интересно было наблюдать за выражением лиц, видевших эту сцену солдат. Оказывается, водитель еще не успел отъехать от магазина, а его командиру уже обо всем доложили.

       Во второй половине августа пришел приказ об увольнении. Известие и радостное и грустное одновременно.  

       … После получения приказа об увольнении в запас вечером попрощался с офицерами, с которыми служил в п. Бада (л-нт Зайчук и ст л-нт Алхазов) и на следующий день уехал в Хонхолой. Передача взвода была чистой формальностью, так как, будучи оторванным от него долгие месяцы, я не знал ни обстановки, ни людей.
        
         Был организован прощальный вечер в честь уволенных в запас офицеров автобата, на котором командование  вскользь выразило некоторое запоздалое сожаление, что обошлось со мной несколько некорректно, относилось ко мне не совсем как к "своему". Но я это сожаление пропустил мимо ушей. Ведь я служил не командованию батальона, я служил Родине. Говорят, не бывает бывших...

    Для меня и во время службы и по настоящее время честь офицера - это ЧЕСТЬ ОФИЦЕРА. И эту честь я за два года службы не уронил.

       … В один из поздних сентябрьских вечеров я стою на платформе станции Петровский Завод, на той самой платформе, на которую я вступил впервые два года назад. Я мысленно прощаюсь с Забайкальем. Это была "радость со слезами на глазах." Радость от предстоящей встречи с родными, близкими и огорчение от того, что я понимал, что навсегда прощаюсь с этим суровым краем и никогда больше не увижу этих бескрайних таежных просторов, этих сопок с "седыми" в начале октября вершинами, не смогу ощутить это знойное забайкальское лето и эту суровую сибирскую зиму. Судьба распорядилась иначе. Но это уже совсем другая история.

       

        Автомобильную дорогу начали строить в 1971 году, когда международные отношения с Китаем были, мягко говоря, не дружественными. И в то время дорога имела большое военно-стратегическое значение. Дорогу пришлось строить в сложных природно-климатических условиях: суровые продолжительные зимы, короткое знойное лето, скальный грунт, местами болотистая местность. Дорогу строили не всегда специалисты-строители. И все таки, военные строители с честью вышли из всех испытаний и завершили строительство.



           В настоящее время мне периодически приходится ездить по дороге на участке: Мухоршибирь - Хонхолой. И я всегда не устаю с гордостью повторять, что эту дорогу строила наша 159 Отдельная дорожно-строительная бригада. При этом я ощущаю, что я в то время был небольшой частицей этой бригады и, значит, и я внес небольшую лепту в строительство этой дороги. И "наплывают" воспоминания. Мысленно вижу перед собой не только отдельные участки, отдельные эпизоды строительства, но и отдельных строителей таких молодых и стройных.

     "Живут во мне воспоминания... Живут во сне и наяву... Пока я ПОМНЮ, я ЖИВУ."


           Местные жители, особенно старшее поколение, иногда называют дорогу "солдатской". Это звучит как дань уважения военнослужащим, а ныне ветеранам Отдельных дорожно-строительных бригад. Пройдет время. Сотрутся с памяти события тех далеких лет, а будущие поколения, возможно и не будут знать, кто участвовал в строительстве. Но построенная дорога на протяжении веков будет служить людям и будет памятником ВОЕННЫМ СТРОИТЕЛЯМ.

          После увольнения в запас я неоднократно менял и место жительства, и место работы. Но я всегда был связан с автомобильным транспортом и постоянно обучал водителей (начало обучения водителей было положено в 1976 году во время службы в учебном батальоне в г. Петровск Забайкальский).

     

          В 2011 году я вышел на пенсию, но продолжаю работать. Руковожу небольшой автошколой, учредителем которой являюсь сам. Жена - бывшая хонхолойская девчонка, к которой я в свое время "бегал" на свидание из Петровска в Иркутск. Есть сын и дочь. Есть трое внуков - наследников. Веду здоровый, активный образ жизни.

          Уважаемый Владимир Дмитриевич! Вот вкратце и все воспоминания о тех далеких и, все таки, очень близких сердцу двух годах службы в Вооруженных Силах СССР. Я Вам очень благодарен за то, что Вы "заставили" меня мысленно еще раз прожить небольшой интересный период жизни, период моей молодости, вспомнить друзей, знакомых, сослуживцев. Мне приятно будет, если кто либо из них, прочитав мои воспоминания, узнает себя и откликнется. Потому, что с возрастом общение, дружбу ценишь превыше всего.

    Николай Киришун
    Город Улан – Удэ. Бурятия.
    март 2012




    Категория: л-т Киришун Н. "Живут во мне воспоминания..." | Добавил: defaultNick (27.03.2012)
    Просмотров: 1468 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 1
    1  
    Я служил в это же время ф-ром батальона 12619. Прекрасно написанная стать. Многое из написсаного я помню. С Вами призывался и Аркадий, Бычек...Спасибо!!!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz