Суббота, 18.11.2017, 04:05

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография. [1]
Воспоминания (в стихах). [1]
Размышления вслух (в стихах)
Чтобы не ушло в небытие (часть 1) [1]
В семье, где я рос, не баловали, была разумная строгость мамы и бабушки...
Чтобы не ушло в небытие(часть 2) [1]
...Службой, как и бытом я не тяготился. Деревенская закалка и отсутствие в нашем доме роскоши позволяло чувствовать себя спокойно, быть, в некотором роде, оптимистом.
Чтобы не ушло в небытие (часть 3) [1]
Мне в жизни везло на хороших людей. за что им благодарен.
Чтобы не ушло в небытие (часть 4) [1]
Впереди идущим всегда тяжело. У них замечают малейшие недостатки.
Чтобы не ушло в небытие (часть 5) [1]
Слухи о передислокации бригады подтвердились...Какая "радость" в семьях офицеров от известия о переезде, да еще куда - на Дальний Восток.

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Асипкин А.И. » Чтобы не ушло в небытие (часть 5)

    Асипкин А.И. Моя служба в ВС СССР.

     
    ... Не забуду, как в Актогай прилетел командующий САВО генерал армии Лященко Н.Г. Я был послан полковником Хутиевым С.Г. в Актогай для встречи командующего. Для этого с разрешения командира бригады я выехал на его УАЗике. Конечно, Лященко Н.Г. встречали все командиры частей, дислоцированные в Актогайском гарнизоне. Командующий прилетел на вертолете.
          Встречающие командиры частей представились командующему, представился и я, доложив. что я направлен по приказанию полковника Хутиева С.Г. Первым делом командующий приехал в полк окружного подчинения. Он обошел весь полк. Объективности ради, можно было подготовиться к его приезду лучше. По моему, фамилия командира полка была Мироненко, а звание - подполковник. Неприятно было смотреть на него, когда его, что называется, отчитывал "хозяин" округа. Лященко неожиданно решил посмотреть и батальоны бригады.
         После осмотра подразделений и территории он остался доволен и поставил командиров наших частей в пример, приказав оказать помощь в уборке территории в полку, что и было сделано. Пообедав в полку (я сидел за одним столом с командующим), он улетел. Чтобы не забыть, хочу коротко рассказать о впечатлении, которое он произвел на меня. Высокого роста, крепко сбитый, стройный, седоголовый генерал. Авторитет командующего был непререкаем.
        Один раз мне пришлось, опять таки, с разрешения командира бригады коротко говорить с Лященко по телефону. Я доложил сначала его помощнику, а потом командующему, по какому вопросу звоню и с чьего разрешения. Надо сказать, что тот вопрос был решен. Он касался приема в военное училище сына одного из офицеров управления бригады. Кандидат на поступление в училище экзамены сдал, но почему то не попал в списки успешно их сдавших. Даже при большой занятости, казалось бы, такое пустяшное дело было, повторюсь, решено командующим округа. Вот Вам и пример человечности характера Лященко Н.Г. И не только его, но и полковника Хутиева С.Г. Думаю, наш командир бригады имел большой авторитет у командующего.

    Командующий САВО генерал армии Лященко Н.Г. на открытии солдатской чайной в 146 ОДСБр.
         Буду возвращаться к делам бригады. Дороги, известно издревле, всегда оживляют жизнь. Наши батальоны связывали дорогами населенные пункты. Складывались хорошие отношения с органами местной власти, руководителями совхозов и других хозяйств. Оказывалась шефская помощь поселкам, где дислоцировались подразделения батальонов. О проведении шефских концертов я уже и не говорю. Они проходили без всяких на то указаний, в праздничные, а иногда и в выходные дни, задорно, весело.
         Ни одного парада не было в Уч-Арале без участия нашего личного состава в дни праздников: 1 и 9 мая, 7 ноября. Большая работа осуществлялась политотделом бригады по организации культурно-массовых мероприятий как в управлении, так и в батальонах.
        Начальником политотдела в то время был полковник Шерстюков В.В., высокопрофессиональный политработник, любящий свою работу и умеющий организовать деятельность большого коллектива политработников. У меня с ним были нормальные, деловые отношения.
     
    А теперь можно и с ветерком.
        Как и всякая стройка, она когда то заканчивается. Так и со строительством автодороги бригадой. Новых плановых заданий не давалось. Естественно, пошли слухи о ее передислокации на новое место. Кто то смог перевестись из бригады в другие места службы в Союзе, некоторые уволились по выслуге лет в запас. Так, ушел начальник тыла бригады полковник Шилов А.И. Вместо него был назначен подполковник Иевлев Г.В. Подполковник Дауров Г.Д. становится заместителем командира бригады. Были и другие перемещения офицеров. Слухи о передислокации бригады подтвердились с получением соответствующих документов, прибывших в управление. Это было в 1978 году. Наш старший сын Саша в то время учился в 7-м классе, а младший, Женя, - в третьем. Представляете, какая "радость" в семьях офицеров от известия о переезде, да еще куда - на Дальний Восток.

        Началась серьезная работа по подготовке батальонов к передислокации. Первым делом штаб бригады занялся подготовкой документов для организации погрузки техники, размещения личного состава, его питания, организации службы в эшелонах. Были размножены разработанные пособия по этим и другим вопросам и направлены в батальоны, проведены занятия с командованием батальонов. Заместителем начальника штаба по службе войск был тогда майор Бильде А.И., бывший начальник строевого отдела бригады. Толковый офицер, получивший вскоре воинское звание "подполковник". Им, надо отдать ему должное, было много сделано по изучению и отработке соответствующих документов для передислокации батальонов и следования в эшелонах.
       Естественно, большая нагрузка легла на тыловые службы управления бригады. Вагоны под погрузку эшелонов подавались не все сразу согласно заявок, что затягивало сроки отправления эшелонов. Офицеры управления контролировали работы, связанные с погрузкой, помогали решать те, или иные вопросы, возникающие при этом.
       На Дальний Восток, в район дислокации батальонов и управления бригады, заранее выехала оперативная группа из числа офицеров-упраленцев разных отделов и служб, а возглавлял ее главный инженер подполковник Репишев В.Н. и начальник штаба полковник Вострецов А.Г. Им, особенно, пришлось тяжело: начинать с ноля такое большое дело, поверьте, не так просто. Это даже не посадка - размещение одного батальона на свекловичное поле, как было с войсковой частью 12630 в Бесколе. От штаба бригады в оперативную группу был отправлен подполковник Бачурин Н.П. - заместитель начальника штаба бригады.
     
    Репишев В.Н.   Вострецов А.Г.
       Главным местом дислокации батальонов был поселок Архара в Амурской области. Кроме того, три батальона должны были дислоцироваться в поселке Кундур той же области, один батальон - в поселке Заречное Архаринского района. С большими трудностями бригада прибыла на новое место. Личный состав размещался в палатках. За теплое время года батальонам предстояло построить казармы, столовые, штабы и другие здания и сооружения. Объем работ огромный, но и силы были немалые. Если в Казахстане "помогало" безлесье, то на новом месте в Амурской области, требовалось освободить стройплощадки от леса, в основном - дубового тонкомера. Его вырубали, вырезали, а сами площадки от пней очищали бульдозерами. Подразделения и штабы должны были размещаться в сборно-щитовых зданиях. Места посадки батальонов - у основания сопок, куда и дорог-то еще не было. Их отсыпали по ходу работ. Попадались места переувлажненные, близкие к болотистым.

        А где же жили, а точнее могли жить семьи офицеров и прапорщиков? Кто как мог, снимали жилье у местного населения, где только не приходилось жить: и в пустующих домах, и в летних кухнях, и в комнатушках в деревянных избах. Вопрос жилья заранее, как это делается и делалось в армиях США и Запада, в Союзе решался таким вот образом. Постыдней не придумаешь, по моему, но так было. В мирное - то время, какая спешка, к чему?
        Кто же тогда был Министром обороны? Устинов Д.Ф. Не берусь его судить, т. к. ему было не до наших проблем. Хотя, если рассматривать вопрос с другой стороны, то - мы военные строители, а строители всегда приходят на пустое место, тем более -  дорожные строители. Первому всегда достаются самое, самое "горячее". И с этим ничего не поделаешь. Такова жизнь.
        Домик для жилья моей семьи в Архаре нашли, приехавшие раньше нас офицеры управления по нашей просьбе. Спасибо за это Бачурину Н.П. и Гришакову В.М. огромное, а то и нам бы пришлось ходить по поселку в поисках угла для проживания нашей семьи. Я отвлекся от обустройства батальонов. Уж больно болезненная тема - жилье семей военнослужащих. Она и сегодня не решена в полной мере, а на дворе, как говорится, 21 век. Стыдобища - и только.

        До холодов, конечно, в основном, казармы и столовые были построены. В числе последних из палаток "выбрался" учебный батальон. Недоделки устранялись и позже, но главное - люди были под крышей. Обустройство, понятно, в батальонах продолжалось и зимой, насколько позволяла погода.
        Замечу, что в Архаре дислоцировался мотострелковый полк майора Годика В.И. Последний был и начальником гарнизона. Так, что жители поселка давно привыкли к военным. Люди уже знали, чем мы будем заниматься в их краях, ведь никаких секретов из этого мы не делали.
       
       Хутиев С.Г.    Щенов В.М.
        Неожиданным для всего коллектива бригады было то, что полковник Хутиев С.Г. переводился к новому месту службы. Многие тогда задавали себе вопрос, кто же станет командиром бригады. Такой же неожиданностью было назначение на эту должность майора Щенова В.М. Переводы офицеров из управления и батальонов последовали одно за другим. Уйдут и полковники Вострецов А.Г. и Шерстюков В.В. Фамилий других офицеров называть не буду. Последуют новые назначения.  
       Майор Щенов В.М. не имел такого опыта в службе, как Хутиев С.Г., но опыт, как известно, дело наживное. Было бы желание и упорство. Их, по моему, Щенов В.М. имел достаточно. Он не терпел разгильдяйства, строго спрашивал за выполнение поставленных задач. Все - как и при Хутиеве С.Г., в Уч-Арале. Щенову В.М. пришлось нелегко.
       Таких дождей, как там, я никогда не видел. Они шли часто и были сильными. Грунт, в буквальном смысле, раскисал. Замечу, что в Архаре дороги в большей части, имели щебеночное покрытие, а тротуары - деревянные настилы из толстых досок. Большая роль в таком деле, как строительство, инженеров - строителей. Многие из них составляли офицеры, призванные на два года. Некоторые после службы оставались в кадрах, связывали свою жизнь с армией.
       Летом, по моему, в 1978 году мне было предложено майором Щеновым В.М., а до этого полковником Вострецовым А.Г., подумать о моем назначении на должность начальника штаба бригады. Я отказывался, вовсе не кокетничая, не набивая себе цену. Ссылался на малый опыт и большую ответственность занимать такую должность. Еще я думал о своем здоровье, как бы оно меня не подвело. Не буду рассказывать как меня убеждали и прочее. В конце концов согласился. Вскоре пришлось лететь в Москву на собеседование, в наш Главк, а затем в одно из управлений Зам МО.
     
       В августе 1978 года я был назначен на должность начальника штаба бригады. Со всей ответственностью хочу сказать, что офицеры штаба бригады добросовестно исполняли свои служебные обязанности, а вот с назначением старшего лейтенанта Панова В. (он был начальником строевого отделения) начальником  отделения кадров бригады произошла ошибка: он не смог работать в этой должности. Как вы поняли, его освободят от исполнения обязанностей начальника ОК. Хорошее мнение у меня осталось о таких офицерах, как: Бильде А.И., Бачурине Н.П., Рогачеве С.Н., Денисове В.М., Фролове А.П., Шипунове В.
     
       Я как-то мало останавливался на работах по обустройству батальонов в п. Заречное и в Кундуре. В Заречном дислоцировался батальон, где командиром был майор Глазунов В.И. Его личный состав также по прибытии размещался в палатках. Так вот, там произошла драка между военнослужащими. Большая комиссия, расследовавшая этот случай, сочла его как происшествие на национальной почве. Конечно, никто не погиб, не получил серьезных травм. Вместо того, чтобы понять молодого командира бригады в трудное время обустройства частей, и даже оказать ему помощь, майор Щенов В.М. был освобожден от занимаемой должности.
       
         Мое мнение одно: сняли Щенова В.М. необдуманно, зря. Возможно в назидание другим. Бывает и такое - поучить других! На должность командира бригады был назначен полковник Ворвулев И.Т. - полная противоположность Щенову В.М.: характер спокойный, медлительный, с какими-то барскими замашками, с очень высоким самомнением о себе. Не скажу, что новый комбриг был нетребовательный, вовсе нет. Его педантизму можно было позавидовать. Опыта у него было куда больше чем у Щенова В.М. Заместителем командира бригады в то время прибыл к нам подполковник Маланчук Н.В. Начальником политотдела был подполковник Габбасов Р. Ф., начальником тыла по убытию подполковника Ивлева Г.В. назначается подполковник Копытько В.И., главным инженером был подполковник Цыганков Г.М.
       Как видите, большие передвижения произошли только в командном составе управления, а что было в батальонах? Такое же, если не большее передвижение офицерского состава.

    Военный городок рембата. Архара. 1979 год.
        Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что основные работы по обустройству частей легли: вначале на оперативную группу от управления, а затем - на майора Щенова В.М. Этого от него не отнимешь, что бы кто не говорил. А вот трудностей по строительству автодороги хватит и Ворвулеву И.Т и сменившего его Тарасову В.Ф.
       За выполнение плана СМР строго спрашивали, как и во время работ бригады в Уч-Арале. Не в меньшей мере спрашивали и за состояние воинской дисциплины и порядка. Проверяющих и контролирующих в бригаде хватало. Некоторые целью своей работы ставили то, чтобы больше "накопать", чем помочь. Вот в справке - докладе начальнику они и показывали свою "работу". Контроль и проверка исполнения - не самоцель, не для бумаги.
       Таких условий по тяжести их, как в Амурской области, в Архаринском районе и в Кундуре, в жизни я никогда не встречал. В самом начале земработ Главк не разрешал использовать гражданских специалистов, а потом дал "добро" для ускорения темпов строительства дороги, особенно на заболоченных участках.
       Как и в Казахстане, по мере удаления работ от своих баз организовывались полевые лагеря, в основном - из типовых жилых вагончиков. В Архаре имелось свое ДЭУ. Около него были построены нашими подразделениями одноэтажные и двухэтажные дома для семей офицеров и прапорщиков. Два дома со временем, замечу, многоэтажных, будут возведены в районе полка в Архаре. В поселке Кундур силами бригады также заканчивалось обустройство городка для семей военнослужащих. Начав разговор о жилье, хочу заметить, что оно было всегда в поле зрения командования бригады.

        Морозы на Дальнем Востоке стояли суровые, без оттепелей, да еще с ветерком. Одеваться приходилось, как говорят, основательно, по зимнему: в полушубки, ватные брюки, валенки. Понятное дело, что зимой было тяжело всем. Работы почти не велись, за исключением заготовки щебня, на некоторых участках дорог производились буровзрывные работы, в ПТО (пунктах технического обслуживания) ремонтировалась и обслуживалась техника.
        Безусловно, проводились занятия по боевой и политической подготовке, технической учебе. Большое внимание уделялось учебному батальону. Группы для занятий по подготовке специалистов комплектовались из числа молодого пополнения. Штабом управления контролировались организация и ход занятий как в учебном батальоне, так и во всех других батальонах. Проводились плановые занятия и в самом управлении. Комиссиями из Главка тоже проверялась организация учебного процесса в бригаде.
      
        С наступлением теплых дней увеличивалась интенсивность дорожных работ. Москва строго спрашивала за выполнение планов СМР (строительно-монтажных работ). Доставалось и Ворвулеву И.Т., как говорится, и в хвост и в гриву. В Кундуре надо было иметь оперативную группу из офицеров управления для контроля за организацией работ, т.к. дела там шли, прямо скажем, не совсем хорошо, неважно.
        Мне кажется, что в самом начале посадки - дислокации батальонов была допущена ошибка. В Кундуре оказались батальоны не из лучших, а ведь им пришлось работать в отрыве от бригады. Главк требовал даже, чтобы в Кундуре находился командир бригады Ворвулев И.Т. Он же, если и был там, то недолго, день-два, не более.
        Кстати, в разное время начальниками дорожного отдела Главка были тогда полковник Кочетов С.Д., а затем полковник Ковшов В.Д. О последнем я уже рассказывал раньше, а вот несколько слов о Кочетове: ниже среднего роста, крепкого сложения, внешне простоватый, но требовательный начальник, знающий хорошо дорожное, и не только, строительство.

         Я забыл сказать, что по возрасту были уволены в запас два моих заместителя: подполковники Бильде А.И. и Бачурин Н.П. Одним из замов нач. штаба бригады назначается майор Истомин В.В., окончивший военную академию. В бригаду прибыли еще три офицера, тоже после академии. И только один остался в ней служить. Это майор Вельский А.И. Двое добились таки перевода, поближе к центральным районам Союза. Все трое были назначены командирами батальонов.     
        Майор Вельский стал руководить войсковой частью 12630, где, помните, командиром был майор Ковшов В.Д. Фамилии "беглецов" не называю, хотя я их помню и сейчас. Люди испугались трудностей, к чему отводить им место в воспоминаниях. В должностях командиров батальонов приживались офицеры батальонов из числа замов командиров. Из-за характера полковника Ворвулева И.Т., нетерпения им другого мнения, были переведены некоторые офицеры в другие места службы. Особенно его "нервировали": майор Денисов В.И., майор Фролов А.И., подполковник Крестовский Э.Л. Мысль моя понятна: нельзя разбрасываться кадрами, да еще в сложной обстановке.
       Когда Министерство обороны наметило аттестование офицерского состава, Ворвулев включил меня в аттестационную комиссию в качестве ее председателя. В Главке через некоторое время были проведены сборы всех председателей аттестационных комиссий. От нас потребовали доклад о проделанной работе по подготовке к аттестованию. Такой доклад сделал и я.
        На сборах в Москве я встретился с с подполковником Тарасовым В.Ф., заместителем командира бригады, дислоцированной в Забайкалье. Он тоже был председателем такой же комиссии. К чему бы это я вспомнил о нем? Дело в том, что через короткое время он станет командиром нашей бригады. Ворвулева, мягко говоря, освободят от занимаемой должности. По незаконным действиям последнего в вопросах материальных средств даже занималась Военная прокуратура Райчихинского гарнизона. Ворвулев был уволен в запас. Как вы поняли, на должность командира бригады был назначен подполковник Тарасов В.Ф. Командиров, конечно, подчиненные не выбирают. Я это не к тому, что он был плохим командиром. Время показало его способность управлять бригадой. Требовательный, деловой, хорошо разбирающийся в строительстве, командир. Таким он помнится мне через многие годы. С ним у меня сложились нормальные деловые отношения.
      
       Чем дальше уходили наши батальоны от мест дислокации, тем труднее становились условия работ: сложный рельеф местности, заболоченность, наличие лесных участков, скальных пород вблизи сопок. Мосты через речки строил мостоотряд из Хабаровска. Чтобы начать укладку асфальтобетона, надо было сдать подготовленное щебеночное основание одному из инспекторов ОКСа(отдел капстроительства). ОКС контролировал весь ход работ, начиная от отсыпки земполотна, как было и в Казахстане. Первым начальником ОКСа был, если не ошибаюсь, полковник Назаратий И.А., а позже им стал подполковник Кравченко Ю.Г.
    С убытием к новому месту службы подполковника Кравченко Ю.Г. начальником ОКСа назначается подполковник Зюзин А.И. Требования к строительству возрастали, порой, я думаю, были даже несколько излишними. Финансирование работ осуществлялось фингруппой полковника Сафина А.Н. Амуравтодором в то время руководил Аплексин. Хотя и редко, он бывал у нас в бригаде, выезжал на участки строительства дороги. По-моему, он неплохой человек, да и что ему, собственно, драть горло, когда мы, военные дорожники, строили качественно, на совесть.

    Автодорога. Уже сдана в эксплуатацию.
       Сколько раз служба своими путями-дорогами сводила меня с Ковшовым В.Д. Вернувшись с Афганистана, где он был командиром бригады, Владимир Дмитриевич назначается начальником дорожного отдела ГВСУ МО, заменив на этой должности полковника Кочетова С.Д., уволенному в запас по достижении предельного возраста. Ковшов В.Д застал концовку руководства бригадой Ворвулева. Мне тогда вышел срок для присвоения очередного воинского звания. Думаю, что об этом командиру бригады "напомнил" Ковшов В.Д. Ворвулев вряд бы это сделал, чтобы оформить и представить в Главк соответствующие документы - представление на присвоение мне звания "полковник". Зная характер Ворвулева, он вообще и не подумал об этом. Я - не тот человек, чтобы просить чего-то для себя по службе.  
        Вообще-то была мысль такая: уволиться из армии по истечении 45 лет. Пришлось, однако, служить и после этого возраста. В начале мая 1982 года мне было присвоено очередное воинское звание "полковник".

       В теплое время года работы велись в две смены. Комбриг Тарасов В.Ф. хорошо разбирался в строительстве, часто выезжал на объекты строящихся дорог, был всегда в курсе дела всего производства. Он строго спрашивал за срыв выполнения сроков строительства; их причины старались устранять в батальонах. На это обращали серьезное внимание и офицеры дорожного отдела Главка.
       Не меньшими были и требования за состоянием воинской дисциплины в частях и подразделениях. Каждый понедельник проводились совещания с командованием частей по вопросам воинской дисциплины и выполнению плановых заданий за прошедшую неделю. Не были в стороне и другие вопросы, касающиеся боевой и политической подготовки, службы войск, организации питания и размещения личного состава в полевых лагерях.
       Надо сказать, в большинстве своем офицеры управления добросовестно относились к выполнению своих должностных обязанностей. Еженедельно, по понедельникам, в Главк докладывали о состоянии воинской дисциплины командир бригады, начальник политотдела и начальник штаба, каждый - своему начальнику.
       Много сил, средств и, если хотите, нервов отнимали поиски самовольно отлучившихся солдат бурятской и, особенно, тувинской национальности.  Чем можно оправдать призыв в армию больных с недержанием мочи, дистрофией, дебильностью. Помню, в батальоне Копытько В.И. была организована целая рота таких вот больных солдат. Сколько труда стоило увольнение хотя бы одного из них из армии. В то время, а точнее, с декабря 1984 года Министром обороны был Маршал Советского Союза Соколов С. Л. Я лично с его назначением в армии существенных изменений не увидел. Разве что стало больше поступать документов с требованиями: усилить, улучшить, ужесточить и т.д.
     
       Все ниже становилась роль сержантов, а больше "культивировались" всяческие ответственные: в ротах, батальонах, управлении бригады, в полевых лагерях. Требовали доказывать документально, что и где ты сделал: с кем побеседовал, планы работ, как их выполнил, какую работу провел в закрепленном подразделении и т. д.
    Закрепляли офицеров управления бригады, закрепляли офицеров штабов батальонов за ротами, взводами. Надо сказать, что какая-то незначительная польза была, а глобальные причины не вскрывались. Не нами, конечно, а в Министерстве обороны, я так думаю. Не хочу здесь приводить, тек как меня все равно не поймут правильно.
     
       Текучесть офицерских кадров, между тем, продолжалась и стала еще больше с выходом приказа Министра обороны о замене офицеров, прослуживших в определенных районах более 10 лет. Убывали командиры батальонов, некоторые офицеры управления: главный инженер бригады полковник Цыганков Г.М., заместитель командира бригады подполковник Маланчук Н. О многих других я уже не говорю, чтобы не занимать время. Главным инженером был назначен полковник Колобов А.А., заместителем командира бригады - майор Ливен Е.Е. Помнятся неединичные замены заместителей начальника штаба бригады и его помощника. Ждали замены, как потом выяснилось, командир бригады полковник Тарасов В.Ф., начальник политотдела полковник Габбасов Р.Ф. Они прослужили более 10 лет каждый в местах, что давало им право на замену в другие районы Союза.
          
    Тарасов В.Ф. Габбасов Р.Ф.  Цыганков Г.М. Ливен Е.Е.
        Отойду от рассказа о службе, на некоторое время пойдет разговор о моей семье. Сыновья закончили школу. Старший из них, Саша, отслужил срочную службу в армии. Младший, Женя, был призван в армию, вернется после службы по увольнению в запас в 1988 году, когда мы уже будем жить в Белоруси. В январе 1986 года ушла из жизни моя бабушка. Она для меня была второй мамой. Одна из самых дорогих и родных мне людей. Мама переехала жить из деревни к моему брату Ване в г. Гродно, где он жил с семьей.
        В 1985 году мы были в отпуске, ездили втроем (мы с Ниной и Саша) на родину, в Гомельскую область. Старший сын устроился на работу в Светлогорске, где жила сестра моей супруги с семьей, т.к. решался вопрос о моем переводе для дальнейшей службы с ДВО в БВО. Меня включили в план замены на 1987 год.

         В это время по инициативе Горбачева М.С. в стране усиленно велась борьба с пьянством. Появились не только большие очереди за спиртным, но и за продуктами вообще. Как покажут годы, Горбачев был только популистом, не умеющим продумывать свои действия на перспективу, что явится потом основной причиной развала Союза.
        Нам, офицерам и прапорщикам, проходящим службу на Дальнем Востоке, а точнее - в Амурской области, где мы находились, большой поддержкой стали продпайки. Спасибо тем, кто до этого додумался. Было бы еще лучше, если бы это сделали гораздо раньше. Не пришлось бы, в полном смысле, ломать голову многим, где купить продукты. Да и за сие спасибо Министру обороны. Все-таки проявили какую-то заботу о кадрах в армии.
      
        Кто тогда был командующим ДВО? Им руководил генерал армии Третяк И.М. С ним мне приходилось встречаться на разных сборах несколько раз. Герой Советского Союза, он был удостоен и звания Героя Социалистического Труда за большую работу по обустройству войск округа. Его, помню, освободили от занимаемой должности, когда был сбит южнокорейский самолет.
        В 1984 году на должность командующего ДВО назначается генерал армии Язов Д.Т., будущий Министр обороны СССР. Кстати, мой сын, Саша, служил в то время в одной из частей ПВО, в Приморском крае.

        1987 год был для бригады годом больших перемен. Перевелись в западные районы страны полковники Тарасов В.Ф. и Габбасов Р.Ф. На должность командира бригады был назначен Истомин В.В. В конце мая того же года я был срочно госпитализирован. Образовался большой нарыв на лице, захвативший носовую часть. Незамедлительно через день сделали две операции. Спасибо хирургу подполковнику Цыганкову В., излечившему меня от этого заболевания. Сам Истомин приезжал в военный госпиталь проверить и убедиться, как и чем я болен. Недоверие ко мне, да и не только ко мне, было чертой его характера, как и высокомерие и грубость.
        В июне 1987 года был подписан приказ о моем переводе в БВО. На должность начальника штаба бригады назначается подполковник Фролов А.П. Ему - то я и передал дела и должность начальника штаба бригады. О тягомотине, устраиваемой тогда Истоминым, не хочу упоминать. Это понимал и Фролов А.П., о чем он мне не раз говорил. В конце концов, дела и должность я сдал. В начале сентября на собрании офицеров управления, прапорщиков и служащих СА, мне был вручен "Почетный Адрес".

    Асипкин А.И.   Фролов А.П.   

        Грустно всегда расставаться с частью, которой были отданы многие годы службы (16 лет). Почти 9 лет я был начальником штаба бригады. Несколько лет службы прошли на других должностях в родной мне бригаде. Несколько радовало то, что я уезжал служить на свою родину, в Беларусь, в Брестскую область, где меня с супругой, Ниной Тимофеевной, ждали родители, сын, другие родные и близкие.
     
       Всякое было в службе в бригаде: и радости, и сложности, и горести ошибок, но, поверьте мне, зла на подчиненных не имел, а тем более - подлости никому не делал. Меня на новом месте снова ждали армейские будни, к которым мне не надо привыкать. Заканчивая воспоминания, скажу прямо: я никогда не раскаивался, даже в мыслях, что связал свою жизнь с армией. А ей отдано мною 32 года.

    полковник в отставке Асипкин Александр Иванович.
     Республика Беларусь.
     город Светлогорск. Гомельская область.
    1 февраля 2012 года.


     
    Категория: Чтобы не ушло в небытие (часть 5) | Добавил: defaultNick (06.03.2012)
    Просмотров: 1655 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Здравия желаю товарищ командир! К вам обращается рядовой запаса дорожный строитель Веретельников Олег! Прочитал ваши воспоминания и сам в который раз вспомнил. Вы знаете я тоже ни разу не пожалел, что служил в этих войсках(хоть что-то полезное сделал) и Амурская обл. понравилась кроме гнуса пожалуй. Эх побывать бы ещё разок, как там дорога! Служил в 12630 84-86 "батя" м-ор Вельский уважаемый мной командир и человек. Находился всё время в новобурейском лагере я бы его и сейчас с закрытыми глазами нашёл. Как-то раз Иван Майер рассказывал случайно подслушал (он служил на коммутаторе) вашу беседу с нашим нач.штаба ''синяком'' страшным если его помните. Разговор шёл с вашей стороны на повышеных тонах видно он что-то не сработал. А в оканцовке нач.штаба как будто и не было нагоняя безапелляционно так: товарищ полковник у нас тут прапор без квартиры в общаге мается. Ну и тут вы всё что думали о нём в матах Ты такой сякой сам из квартиры вылетишь!!! А пред история такова буквально накануне на него соседи жалобу накатали что он их брагой затопил, то ли флягу прорвало то ли что? Ещё раз с вами пересеклись вот таким образом. Под самый новый 1986г к нам в лагерь ночью прилетает УАЗик с управы новый вы их только получили несколько штук. Мы в панике что за проверка да ещё ночью! Оказывается дембель не помню как звать сам с Ярославля этакий былинный богатырь взял ваш УАЗик и приехал за Серёгой Каноненко они вместе были в командировке в Сагибово (помогали гражданским дорогу ремонтировать) Так вот этот Ярославец решил на дембель попращатся с девчонкой с которой там дружил. Ну и мы с Володей Габайдуллиным напросились у нас свой интерес там особой силы конопля, да и вообще интересно на самую границу попасть. Дорога обычная змейкой, но очень торопились только успевали в поворотах передок врубать. Когда приехали время чай пить не было сразу за дело кто за чем приехал.О деревне сложилось впечатление по дому в котором жила девушка она же и учителка. Это и магазин и школа в которой 2 класса и 3 ученика. Школа на самом берегу до Амура метров200, а на том берегу китайский городок судя по огням не большой. Дорога назад ещё быстрей мы не спалились, да и думаю Ярославец тоже. А УАЗик особенно военный это сила! Теперь перечислю кого помню и уважаю, а чью фамилию забыл так это проблемы памяти. Ротный Мышляев красавец мужчина перевели в 75. Ротный замполит фамилию не помню((( когда переводили чуть не плакали. Прапора Запорожец, Богомаз. Капитан Михальченко батальонный замполит характерный штрих имел двух водителей пока один кушает другой машину стережёт))) И конечно же "батя" майор Вельский здоровья ему на долгие лета! А с вами одно время земляком был, после армии в Остромечево жил это 20 мин. от Бреста, но волею судеб попал в Барнаул где и живу. Всем спасибо за внимание. Вам Александр Иванович доброго здоровья и спасибо за мемуары. .

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz