Вторник, 22.08.2017, 14:03

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Военная и творческая биография. [1]
Воспоминания (в стихах). [1]
Размышления вслух (в стихах)
Чтобы не ушло в небытие (часть 1) [1]
В семье, где я рос, не баловали, была разумная строгость мамы и бабушки...
Чтобы не ушло в небытие(часть 2) [1]
...Службой, как и бытом я не тяготился. Деревенская закалка и отсутствие в нашем доме роскоши позволяло чувствовать себя спокойно, быть, в некотором роде, оптимистом.
Чтобы не ушло в небытие (часть 3) [1]
Мне в жизни везло на хороших людей. за что им благодарен.
Чтобы не ушло в небытие (часть 4) [1]
Впереди идущим всегда тяжело. У них замечают малейшие недостатки.
Чтобы не ушло в небытие (часть 5) [1]
Слухи о передислокации бригады подтвердились...Какая "радость" в семьях офицеров от известия о переезде, да еще куда - на Дальний Восток.

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » п-к Асипкин А.И. » Чтобы не ушло в небытие (часть 4)

    Асипкин А.И. Моя служба в ВС СССР.

        ... Загружали части бригады, как теперь говорят, по полной программе. Кроме работ, требовали быть некими строевыми войсковыми единицами. Так, их начали вооружать стрелковым оружием - карабинами CКC. Была организована и караульная служба в каждой части. Замечу, что солдаты и сержанты за выполнение производственных заданий (норм выработки) не получали никаких денег, но и не платили за питание и обмундирование и прочее обслуживание. Получалась какая-то смесь: строевой части и строительной. 
           
    Такая вот, на мой взгляд, не совсем толковая мешанина. Хотя обстановка на границе с Китаем была очень напряженной и это, естественно, накладывало определенные обязанности на дорожно строительные формирования. Граница с Китаем была рядом. А огневой конфликт на сопке Каменной с китайцами в месте размещения бригады был еще у всех на слуху. 
           И еще. Забегая вперед, наверное структура наших формирований и их боевая подготовка оправдала себя, когда организовалась "Афганская заварушка". Для решения обустройства 40-й Армии в январе-марте 1980 года была в срочном порядке передислоцирована в Афганистан из Дальнего Востока 159 ОДСБр, которая в боевой обстановке показала себя с лучшей стороны, с честью справилась с возложенными на нее задачами. Сотни солдат, сержантов и офицеров были награждены боевыми орденами и медалями.  
      
         Возвращаюсь,однако, к своему батальону. Обустройство части занимался в год нашего прибытия в Бесколь не весь личный состав. Поступала новая дорожно-строительная техника. Для работы на ней подбирались из числа механизаторов солдаты. Их готовили по ходу обслуживания этой техники, чтобы быстрее ввести ее в эксплуатацию. 
        
    Участок строительства автодороги батальону был определен. Началась отсыпка земполотна. Это за Уч-Аралом. Вначале личный состав для работы перевозили туда автотранспортом, а затем разместили их в вагончиках, оборудованных для жилья. Получился полевой лагерь.Пищу в малые полевые лагеря привозили в термосах. Жизнь солдат и сержантов в полевом лагере строго регламентировалась распорядком дня. С ними находились офицеры-командиры подразделений. Контроль за службой войск осуществлялся штабом батальона, как в части, так и в полевых лагерях.
        
        Помощником начальника штаба к нам в батальон прибыл мл. лейтенант Лось В. Его вскоре перевели в другую часть, на его место был назначен лейтенант Архипов А. Он оказался слабее по опыту работы и характеру предыдущего офицера. Заместителем начальника штаба прибыл майор Бачурин Н.П. Не знаю, за какие "грехи" его понизили в должности. Должность зам.нач. штаба - капитанская. Этого я у него никогда не спрашивал. Прибыл - служи. Бачурин оказался неплохим офицером, штабную работу освоил быстро. Большую помощь в налаживании делопроизводства нам оказала служащая С.А. Тихонова Людмила. 
          
    Нидзиев Н.В.                     Ошкордин Н.Д.

          Организацию политработы в батальоне взял на себя опытный, деловой офицер майор Нидзиев Н.В. В штатных расписаниях частей были должности освобожденных секретарей комсомольских и партийных организаций, которые усиливали воспитательную работу с личным составом. Секретарем парторганизации прибыл в батальон майор Ошкордин Н.Д. По-моему толковый офицер. Секретарем комсомольской организации в батальоне был лейтенант Гришаков В.М., инициативный, хороший политработник. 
         Обстановка в батальоне была здоровой, ритм службы - деловой. Конечно, скажу прямо, не все офицеры являли пример дисциплинированности. С такими проводилась соответственная работа командованием батальона. 
        До начала учебы в школах я съездил за своей семьей в Приозерск. Старший сын Саша должен был идти во 2-й класс. Школа находилась в селе Уч-Арал - районном центре. Младшему сыну Жене шел 4-й год.
      
        Накануне моего приезда с семьей в батальоне произошло автопроисшествие с гибелью людей. В темное время суток автомобиль, перевозивший личный состав в часть с работы, столкнулся с мотокатком, принадлежавший гражданской организации, стоящий без никакого ограждения на дороге. Ослепленный встречной машиной водитель не увидел препятствие и врезался в него. Комиссия во главе c Заместителем командующего округа разбиралась с причинами случившегося. Были организованы похороны. В организации похорон принимал участие и я. Приехали родители погибших. Понимал их состояние: боль утрат, боль души, невосполнимая потеря дорогого человека. Тяжелее всех, по моему, после родственников было командиру батальона майору Ковшову В.Д. За те дни он постарел, но я не видел у него растерянности. Владимир Дмитриевич умел держать себя в трудной обстановке, таков он был всегда, вселяя уверенность подчиненным в службе.
             Рабочий день офицера не определен строгими рамками. Нагрузки большие, особенно во время обустройства частей и подразделений на новых местах дислокации.
        Зиму 1971-1973 запомнил на всю жизнь. Контроль и еще раз контроль за котельными - круглосуточно, в ночное время особенно. Зимы были не менее суровыми в Бесколе и Уч-Арале, чем в Приозерске, но к ним приноровились готовиться лучше - появился опыт. 
        
          Каждый год план строительно монтажных работ батальону увеличивался. Увеличивалось и количество техники в подразделениях. Батальон не только занимался отсыпкой земляного полотна, но и начал готовить верхнее основание дороги, укладывать асфальт.
        Первый асфальтобетонный завод в бригаде был смонтирован и эксплуатировался нашей частью. Не могу не отметить в этом контексте таких наших офицеров, как командира 2-й роты ст. лейтенанта Глазунова В. и командира взвода лейтенанта Князькова Г.Ф., которые смонтировали, запустили и эксплуатировали асфальто-бетонный завод. Лихие были офицеры - АБЗ они видели впервые в жизни. Инициатива, инженерная хватка и высочайшая ответственность за порученное дело в батальоне всегда была на первом месте. 
         
        Опыт большое дело. Его приобретали постепенно. До этого никто из нас не строил таких автодорог. За соблюдением качества строительства жестко следил ОКС (отдел капитального строительства ГлавКЭУ МО), который не подчинялся бригаде. 
      
       Первым командиром бригады был полковник Куимов К.А., вторым - подполковник Хутиев С.Г., вскоре получивший воинское звание - "полковник". Он отличался уравновешенным характером, был требовательным, не кичился своим высоким положением. О нем я был и остаюсь высокого мнения. Таких бы командиров побольше в армии, она бы была совсем другой, более человечной и не мене боеспособной. Свое суждение о требовательности и самодурстве я высказал ранее - не буду повторяться.
       На различных смотра-конкурсах, проводимых управлением бригады, наш батальон занимал первые места.
        Впереди идущим всегда тяжело. У них сразу же замечают малейшие недостатки. Приходилось держать, как говорится, ушки топориком, не расслабляться. Наш батальон всегда выполнял плановые задания. В то время очень широко было развито соцсоревнование. Я бы сказал, не формально. Подводились итоги за день, неделю, месяц. Поощрялись передовики, помогали отстающим. В нашем батальоне были и первые отделения и взводы комтруда. Первой из рот в бригаде, которой было присвоено звание роты Коммунистического труда, была наша 1-я рота ст. л-та Федорова.      
      
     
         За большой труд всего коллектива батальона ему было присвоено почетное звание "Батальон Коммунистического труда". Для вручения знамени "Батальон Коммунистического труда" к нам прибыла группа старших офицеров САВО. Командующий округом прислал поздравительную телеграмму. Это мероприятие прошло на высоком уровне. Конечно, к нему готовились. Ответственность чувствовали все начиная от комбата и заканчивая каждым солдатом.
          Тяжело добиваться такого звания, но еще тяжелее его подтверждать, быть батальоном комтруда, единственным в бригаде. Это - напряженный, ежедневный труд.
     
     
            Жизнь, между тем, не стояла на месте. Некоторые офицеры уходили на повышение в должностях, прибывали другие. Так, замполит нашего батальона майор Нидзиев Н.В. был назначен командиром одного из батальонов бригады. На его место прибыл капитан Жовнярук В.Ю. Убыл и майор Тихонов М.С., вместо него был назначен капитан Щенов В.М., окончивший военную академию. Увольняется в запас майор Вострухин  А.В., зам. командира по техчасти. Его заменил капитан Шереметьев В., Уходит зам. командира по тылу капитан Запровальный П.Г в управление бригады. На его место был назначен ст. лейтенант Петрановский Б.В., были переведены в другие части многие офицеры боле низших должностей. Прибывали молодые, малоопытные.

            В конце октября 1972 года мне было присвоено очередное воинское звание "майор". Не стану рассказывать о том, как мне приходилось объяснять, почему я беспартийный стал начальником штаба батальона. Особенно в этом усердствовал начальник политотдела бригады. Он мне сказал даже так: Вам придется оставаться вечным капитаном.  Неприятно, но так было. Чтобы закончить о моей партийности, замечу - в конце 1974 года я вступил кандидатом в члены КПСС.
           Я немного оторвался от рассказа о своем батальоне. С приобретением опыта строительства дела пошли в работе еще лучше. Строя автодорогу, батальон далеко ушел от своей базы дислокации.
           Был организован большой полевой лагерь из вагончиков для размещения солдат и офицеров. Только в субботу, после занятий и парко-хозяйственного дня, офицерам не занятым в суточном наряде, можно было уезжать в Уч-Арал, домой. В понедельник, рано утром они возвращались в полевой лагерь. Для этого имелся автобус. Никакой скидки и послаблений не было и для командования батальона: такие же условия, что и для остальных офицеров подразделений. И в бытовом плане и в вопросах питания.
          Примером для личного состава и нас, офицеров, служил командир батальона Ковшов Владимир Дмитриевич. Было как-то грустно, когда он уходил на повышение. Его назначили на должность главного инженера бригады. От должности командира батальона, предложенной мне, я отказался. После некоторого моего временного исполнения должности комбата, на эту должность был назначен подполковник Забара П.А. Офицер с уравновешенным характером, в предпенсионном возрасте, требовательный к подчиненным. Так я охарактеризовал бы Петра Архиповича.
           Чтобы не возвращаться к вопросу, почему я отказался от должности командира батальона, предвидя такой вопрос у читающего мои воспоминания, поясню: единственной причиной было мое здоровье.
            Как и с Владимиром Дмитриевичем Ковшовым, у меня были хорошие, деловые отношения и с новым командиром батальона. В целом же - батальон с плановыми заданиями справлялся, воинская дисциплина была высокой, батальон стоял в числе передовых частей бригады. Сам Забара П.А. работал не меньше, а больше других офицеров. Его за глаза называли "дедом". Он на службе всегда носил полевую сумку, был одет в полушерстяное обмундирование, подпоясав гимнастерку портупеей. От него исходил оптимизм, даже когда он увольнялся в запас по возрасту, не получив для жилья квартиры.
            В марте 1975 года я был назначен на должность заместителя начальника штаба бригады. Эту должность до меня занимал подполковник Петров В. Он пользовался авторитетом в бригаде. Дела и должность начальника штаба батальона я сдал, прибывшему на эту должность капитану Дедюхину В.И. Мое мнение о нем сложилось со временем, как о неплохом офицере, старательном, деловом, достаточно инициативном начальнике. С моим уходом из батальона работа штаба в нем никак не ухудшилась.
           В новой должности я, в общем-то, быстро вошел в курс дел, да и в штабной коллектив управления. У начальника штаба бригады были еще, кроме меня, заместитель и помощник. Заместитель - майор Альтман Я.М., помощник - капитан Фролов А.П. Начальником штаба бригады был в то время полковник Зимицкий Александр Николаевич. Высокого роста, всегда подтянутый, требовательный к подчиненным, военный, в полном смысле этого слова, офицер. Он пользовался большим уважением в бригаде. Зимицкий А.Н. разгильдяйства в службе не терпел и строго за это взыскивал.

         В мои обязанности входило - организация и контроль боевой подготовки в частях. И не только ей приходилось заниматься. Не в стороне были и вопросы быта, внутренней службы, соблюдения распорядка дня, формы одежды и др. в жизни и деятельности частей и подразделений. Стукачеством, как сейчас говорят, не занимались, а добивались устранения недостатков.
          Не ошибусь, если замечу, что мой начальник любил красоту природы. К природе тянуло и нашу семью. Когда выдавалось свободное время, в воскресенье, мы с сыновьями шли отдыхать к реке Тентек. Она разливалась на многие русла, была не очень глубокой, шумной, всегда с прохладной водой, даже в жаркую погоду. Дикая, безлесая, своеобразная красота тех мест завораживала.

    Контрольно-пропускной пункт (КПП) 146 ОДСБр. Уч-Арал.
          Видимо, из-за серьезных недостатков в гарнизонной службы по приказу Командующего САВО генерала армии Лященко Н.Г.начальником Уч-Аральского гарнизона назначается полковник Хутиев С.Г. Гарнизонной службой надо было заниматься управлению бригады, а это: гауптвахта, ВАИ, патрульная служба, комендатура. Получалось как в пословице - кто везет, того и нагружают.
          Никаких скидок в выполнении планов работ, естественно, не делалось. Гарнизонная служба требовала немало отвлечений офицеров и других военнослужащих для ее несения.
          В 1972 году, по моему, был введен в Советской Армии институт прапорщиков. К чему я это вспомнил? Да к тому, что в это время в частях уже было много прапорщиков. Они занимали разные должности, несли службу в суточном наряде в батальонах и гарнизоне. Как и среди офицерского состава, среди них были в основном хорошие военнослужащие.
     Плохих - воспитывали, позорящих честь и достоинство прапорщика - увольняли из армии.
     
    Мордишев Ю.С.  Шерстюков В.В.
            Текучесть кадров в бригаде продолжалась, что естественно как жизнь. Ушел из управления начальник политотдела Мордишов Ю.С. На эту должность назначается подполковник Шерстюков В.В. Убывает к новому месту службы зам комбрига полковник Платов А.Н.. На его место назначается подполковник Вострецов А.Г. Недолго был главным инженером бригады Ковшов В.Д. Его назначают командиром бригады в Забайкалье. Главным инженером становится подполковник Репишев В.Н. Нечто похожее было и с кадрами в батальонах бригады: кто-то убывал на другую должность, кто-то назначался на освободившуюся, кто-то был уволен в запас по выслуге лет, по возрасту.
         Так был уволен в запас и подполковник Забара П.А. В торжественной обстановке командир бригады вручил ему грамоту Министра обороны за безупречную службу в Советской Армии. Не получив жилья, он уехал на Украину, в г. Изюм. С грустью пишу об этом, но так было. Не один он был в то время уволен в запас без жилья.
            На должность командира батальона вместо Забары был назначен майор Щенов В.М. Думаю, такое назначение никак не ослабило руководство в/частью 12630. Энергии  Щенову В.М. было не занимать, как и деловитости. Иногда в нем была излишняя горячность, но со временем он стал более сдержанным, зрелым офицером.

             Насколько я помню, многие офицеры управления бригады и частей повышались в воинских званиях. Стал подполковником майор Альтман Я.М. Конечно,мы поздравили его с таким радостным событием в службе.
            Без задержки, в срок, было присвоено очередное воинское звание "подполковник" и мне. Чего уж излишне скромничать: хорошо служишь - повышайся в звании, я так думаю. Так должно быть и в продвижении в должностях.
           В то время учебный батальон бригады находился в Жангиз - Тобе, далеко от самой бригады. Ездить туда нужно было на междугороднем автобусе, что затрудняло контроль за организацией и ходом учебного процесса в подразделениях этого батальона. В одной из таких поездок я встретился с моим старым товарищем Николаем Бондарчуком. Он был главным инженером автобазы, имел воинское звание "майор". Больше мы не встречались, не знаю как сложилась у него дальнейшая служба и семейная жизнь. Дело в том, что учебный батальон будет вскоре передислоцирован в Уч-Арал, отпала необходимость поездок туда офицеров управления бригады.

    Служащие СА с командованием бригады. 8 марта 1973 года. Уч-Арал. В первом ряду слева вторая - моя жена Нина.

          Ритм работ по строительству автодорог не ослабевал, увеличивались километры построенных участков дорог. Замечу, что в селе Уч-Арал, да и в п. Актогай многие улицы были заасфальтированы.Их жители увидели, чем занимаются военные и, конечно, отношение к нам стали еще более уважительным. Росла сеть, повторюсь, самих дорог с асфальтобетонным покрытием, что имело важное значение для этих мест, как в народно-хозяйственном, так и в военном отношении.

                                       (Окончание)       (Назад)

    Категория: Чтобы не ушло в небытие (часть 4) | Добавил: defaultNick (02.03.2012)
    Просмотров: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz