Вторник, 23.04.2024, 16:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наши публицисты
Ковшов В.Д. Это было, было ... [1]
Военный водитель тоже боец. "Сын отечества". 12.07.1980г. [1]
Второе рождение.Окр. газета "Фрунзевец".28.06.1981 г. [1]
Командировка в Союз. ч 1. [1]
Расстрел колонны 126 (Гриняевского)автобата.
Командировка в Союз. ч.2. [1]
Расстрел колонны 126 (Гриняевского)автобата.
Готовность к подвигу."Сын Отечества". 12.07.1980 г. [1]
Эх, дороги ...Окр.газета "Фрунзевец". 28 06.1981 г. [1]
Их мужает поле. "Фрунзевец". 25.06.1981г. [1]
Испытание на прочность. "Фрунзевец". 3.09.1980г. [1]
Один час и вся жизнь.Окр.газета "Фрунзевец".12 05. 1981 г. [1]
Памятные километры. [1]
О нас писали газеты.
Тот самый трудный бой. [1]
О нас писали газеты.

Мини-чат

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » Статьи » 159 ОДСБр в Афгане ... » Ковшов В.Д. Это было, было ...

    Ковшов В.Д. Это было, было ...

       Так было

             В феврале – марте 1980 года 159 отдельная дорожно-строительная бригада на основании решения правительства была снята со строительства рокадной автодороги Чита-Хабаровск и передислоцирована в Демократическую республику Афганистан для решения задач обустройства войск 40-й Армии.

           Я не касаюсь вечного вопроса: нужно – не нужно, это оставляю для демагогов. Приказ есть приказ, присяга и приказ для военнослужащих – это основа. Такова жизнь при всех режимах. В противном случае – «бардак».

          Задача была поставлена в первых числах января. Два месяца на доукомплектование (до 5000 человек), довооружение и на боевое сколачивание воинских коллективов. И в эшелоны.

          Боевой дух всего личного состава был очень высокий. Проехали в эшелонах почти всю Россию, но ни единого оставления части не было, не было и ни одного грубого нарушения воинской дисциплины – все солдаты и офицеры с максимальной ответственностью относились в поставленной задаче. Места разгрузки эшелонов - Термез и Кушка. Далее своим ходом и на транспортных самолетах.

    В марте все батальоны заняли постоянные места дислокации:

              2 батальона в Шенданте, 1 батальон в Баграме, 1 батальон в Пули – Хумри, остальные 6 батальонов  и управление бригады разместились в Кабуле около дворца Амина. Через два месяца пять батальонов и штаб бригады переместились в военный городок «Теплый стан», что севернее Кабульского аэропорта.

            Как я уже говорил, бригаде поставлена задача обустраивать Ограниченный контингент войск. А это строительство сборно – щитовых казарм  К - 9 , столовых, складов и модулей под общежития офицеров.

            Войска жили в палатках, питание от полевых кухонь, вместо посуды котелки и ложки. И сверхзадачей не первом  этапе становилось не строительство, а минимальное обустройство палаточных городков. Наступало лето, а при такой антисанитарии, уже просматривалась и дизентерия, и гепатит. Нужно было строить пункты мытья котелков, устраивать полы в палатках, палаточные каркасы, отопление в них и т.д.

           Для решения этих задач требовалось уйма стройматериалов, а их можно взять только из Союза. Железных дорог в стране нет. Вся нагрузка навалилась на автотранспорт. В бригаде всего 3 автобата, нагрузки на них оказались неподъемные. Заместителем Министра обороны по СиРВ маршалом Шестопаловым Н.Ф. принимается решение о вводе в штат бригады еще 3-х автобатов и 1 роту тяжелых машин – «Ураганов» с трейлерами. Дышать стало намного легче. Да и войска своими транспортными частями и подразделениями оказывали существенную помощь.

         

               Длинна ездки в один конец 500 – 700 км, на круг 1000 – 1500 км, после рейса 2-3 дня отдых, баня, обслуживание техники и снова рейс. И так бесконечно. Каждая рота – это колонна. Батальонов 6, колонн 19. Контроль со стороны управления 40-й армии и управления бригады жесточайший. График доставки грузов по гарнизонам, движение по горным дорогам и нередко под огнем «духов», постоянная жизнь на колесах, охрана колонн и техническая готовность автомобилей (все ЗИЛ 130) при  полном отсутствии запчастей – такие нагрузки мог выдержать только человек, прошедший «Крым, Рим и медные трубы». Такими оказались Забайкальские военные дорожные строители.

          

             Боевые потери в автобатах росли не по дням, а по часам. Если все строительные батальоны и базы трудились в военных городках, то водители автобатов были один на один с «духами». В июне – августе 1980 года почти каждая колонна приходила с потерями в личном составе и технике. Нужно было что-то делать. Стрелковым оружием уже обходиться было нельзя. Душманы все больше зверели на автотрассах, колонна машин в составе 70 -80 единиц растягивалась до 3-х километров, каждый водитель действовал практически самостоятельно, а тактика у противника была самая простая – засада, очередь по машине и ушел, в скалах и в зеленке много мест, где можно спрятаться.

         Я попытался у командования 40-й армии выпросить подразделение БТР-ов для охраны колонн под видом, что мы военные строители. На что командующий армией генерал-лейтенант Ткач Б.И. ответил четко:

    - У меня все части строевые - нет обслуживающих. Тебе нужна артиллерия? Бери сколько хочешь.

    - Так у меня в штате нет.

    - Плевал я на твой штат. Проси что хочешь, Получишь все!!!

                Короче, уехал я не солоно хлебавши. Приехал в управление бригады, злой как мигера, собрал совещание и доложил обстановку офицерам. Выработалось решение: создать свою нештатную роту зенитчиков. От БТРов отказались сразу – консервные банки, ни обзору, ни нормального вооружения, остановились на зенитных прицепных установках ЗУ–23, хороший калибр, большая скорострельность, поворот орудия на 360 градусов, прекрасно вмещается в кузов автомобиля.
              За помощью обратился к моему другу, командиру соседнего181- го мотострелецкого полка подполковнику Насырову Володе, который выделил инструкторов для обучения. В роту набирали солдат и сержантов добровольно. От рапортов отбоя не было. Вот она черта Советского человека. Я все задумываюсь. А если наше время перенести на сегодня … А где гарантии, что нам сегодня не выпадет что-то типа войны. Найдутся ли добровольцы? У меня много сомнений на этот счет. «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду денежки, друзья…» Что то усиленно мы вытравливаем из наших людей патриотизм.

          Дело сделано, Получили по две ЗУ-23 на каждую колонну. Поставили и закрепили в кузове автомобиля ЗИЛ 130, обстрел получился от -30 градусов до вертикали.  В течение месяца обучили стрельбе и обслуживанию, и в путь. При прохождении опасных участков по 2-3 предупредительных очередей… Стало намного спокойнее и надежнее.

          Я эту преамбулу пишу для того, чтобы читатель ощутил ту обстановку, которая сложилась на автотрассах Афгана.  Мне частенько приходилось ездить по маршруту в колоннах, разговаривать с водителями, чувствовать их настроение, тяжелая им досталась армейская служба, но нытиков не было, после отдыха редко какой водитель оставался в парке, да и то, только при большой неисправности автомобиля. Командиры рот иногда чуть ли не силой оставляли на длительный отдых.

                  

    Автодороги Афганистана это горы, ущелья, стремительные речушки, перевалы, туннели, длинные тягуны, крутые спуски… и разбитая техника вдоль дороги и в пропастях.  Жутко? Да, но такая была реальность.  Молодые водители становились мастерами своего дела уже после 2-х 3-х рейсов

          

          Как то на одном из тягунов на ходу вскочил в кабину к водителю, спросил:

    - Как дела? - Хорошо.  Давно служишь? - Уже почти год.  - Ну и как?  - Ништяк.  - Сколько уже сделал рейсов? -  Больше 20.!!! - Нормально. А почему гранаты не полу валяются? Положил бы в бардачок.  - Нее. Так удобнее. Под рукой. - На духов напарывался? - Бывало.

          Разговор получился обыденный, короткофразый, деловой. Ни кичливости, ни неуверенности, а этот человек ежеминутно рисковал своей жизнью – это была его каждодневная работа.

         Я и сейчас вспоминаю их лица, когда вручал боевые медали и ордена, как светились огоньками глаза, как гордились они. За службу в 159 ОДСБр в Афганистане было награждено несколько сотен солдат, сержантов и офицеров.

          Я после этого вступления вешаю на сайте целую серию очерков – рассказов о наших водителях, которые печатались в нашей бригадной газете «Сын Отечества» и в окружной газете ТуркВО «Фрунзевец». Правда там все подавалось как ученья, все в кавычках: «противник», «учебный бой», «вводная» «убит», «ранен» и т.д. Просьба читать без кавычек. Все это было не условно, а реально, и потери реальные, и награды реальные. Это какая-то игра в секретность. Именно игра, весь мир знал, что мы воюем в Афганистане.

          Все это было, было…

       Самое реальное, что были и потери личного состава. Вечная память всем, кто отдал свою жизнь в той войне. Мы живые будем Вас помнить всегда.

     

    Бывший командир 159 Отдельной Дорожно-строительной бригады

    генерал-майор в отставке Ковшов Владимир Дмитриевич.

    10 марта 2011 года.

     г. Москва. 

    (Далее)

    Категория: Ковшов В.Д. Это было, было ... | Добавил: defaultNick (03.04.2011)
    Просмотров: 5464 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 Наил  
    0
    Да, Владимир Дмитриевич. Это так.Наш человек особый, особого склада закваски.
    И вы прекрасный командир.Это тоже имеет важную роль для подчиненых.
    Одним словом, Ковшовцы, Спасибо.
    Служил у вас в батальоне Шафиева Владимира Иосифовича, заместителем командира роты по политчасти, в 1980-1981гг.
    Летного долголетия вам и всего самого наилучшего.
    С уважением, подполковник в отставке Наил Валитов.Уфа.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Время жизни сайта


    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz